БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ
В конце 20-х годов определились основные направления укрепления обороноспособности нашей страны и строительства воздушного флота вообще и, в частности, гражданской авиации. Общее число гражданских самолетов предполагалось довести к концу первой пятилетки до четырех тысяч. Планировалось увеличить сеть воздушных линий, объемы перевозок, аэрофотосъемочных и авиахимических работ в сельском и лесном хозяйствах, широкое применение авиации на зверобойных и рыбных промыслах, обслуживание различных экспедиций.
Был разработан комплекс мероприятий по развитию гражданской авиации в первой пятилетке, предусмотрено достижение темпов роста ее до уровня капиталистических стран. Для обеспечения реализации пятилетнего плана выделялось более 500 млн. рублей, кроме того, предполагалось привлечь до 100 млн. рублей местных средств на наземное оборудование, строительство самолетов, моторов, мастерских, авиационных школ. В такой обстановке Всесоюзное общество ГВФ создает в 1930 году авиационные школы в г. Батайске, Тамбове, Балашове.
С 24 октября 1930 г. в г. Балашове начала формироваться 3-я Объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ.
К формированию школы приступили С.И. Трофимов – помощник начальника школы и Юрин – секретарь партколлектива школы.
Семен Иванович Трофимов, 1896 г. рождения, участник гражданской войны, летчик, командир 28-го разведотряда.
22 октября 1930г. приказом ВО ГВФ он назначен начальником учебно-летного отдела – помощником начальника 3-й Объединенной школы пилотов и авиатехников ГВФ. Начали формировать школу с подбора соответствующих помещении под управление, общежитие студентов, учебные аудитории, мастерские склады.
В результате огромной помощи Президиума Балашовского горсовета к концу 1930 года были выделены необходимые помещения, мебель, а также транспортные средства –лошадь. Начался набор рабочих для строительства школы.
Через месяц, 24 ноября 1930 г. строительство и формирование школы возглавил прибывший начальник школы Павел Александрович Блинов – опытный военный летчик и руководитель. С его прибытием ускорились темпы строительства, подготовка к приему студентов первого набора в количестве 300 человек.
В январе 1931 г. П. А. Блинов отстранен от занимаемой должности, а школу принял С.И. Трофимов. В феврале 1931 г. начали прибывать студенты из определенных Постановлением ВО ГВФ регионов страны, в основном с Поволжья, которые размещались в общежитии по ул. Советской в пятиэтажном здании, принадлежащем мельнице.
В школу принимались мужчины и женщины в возрасте о 18 до 23 лет. Студенты обеспечивались стипендией: на курсе пилотов – 100 руб., на курсе техников – 70 руб. Срок обучения пилотов – 1,5 года, авиатехников –2 года. За февраль – апрель было принято 450 человек, из них пилотов – 95.
1 мая 1931 года состоялось открытие школы, закладка строительства авиагородка и жилого дома в городе на углу улиц Саратовской и Московской, ныне улицы Володарского и Ленина. На митинге по поводу открытия школы Осоавиахим г. Балашова передал школе самолет, на котором НС. Потокин, начальник техснабжения школы, организовал показные полеты для ударников школы. 9 мая 1931 г. студенты приступили к учебе.
В числе первых строителей жилых домов и служебных помещений городка были Таисия Морозова, Мария Шамина, Александр Савченко, Таисия Кобякова, Николай Кримов, которые с 17 января по 10 апреля 1931 г. обучались на курсах каменщиков-кладчиков кирпича при акционерном обществе “Установка”.
К этому времени школа практически не была укомплектована преподавательским составом. Только В. Иванов, Н.И. Мелексов, Б.А. Уманский, Быстров, Бушуев, А.Ф. Гусев, А.И. Бауффал были профессионально подготовленными преподавателями. Для обеспечения учебного процесса приказом начальника школы остальной преподавательский состав был назначен из числа наиболее грамотных летчиков и техников, временно освобожденных от исполнения прямых обязанностей.
Своими силами в учебном отделе была составлена программа обучения и подготовлены учебные пособия по всем дисциплинам. В мае 1931 г. начали поступать самолеты У-2, Р-1, П-5, а также прибыли летчики и техники из резерва РККА в количестве 11 человек. Создается первая и пока единственная авиационная эскадрилья, командиром которой назначается В.А. Головицкий, а командирами отрядов Дмитриевский и Л.Г. Крузе, летчиками – инструкторами – Плавлинский и И.К. Мишура, звеньевыми техниками – В.С. Гольдин, С. М. Николаевский, В. Лизунов.
В начале лета в школу стали прибывать на курс пилотов студенты из Осоавиахима, авиамеханики ГВФ и бортовые механики, которые сразу же приступили к полетам. Вместе с тем продолжалось строительство авиагородка, жилого дома в городе и надстройка учебного и административного корпусов.
В августе 1931 г. состоялся первый выпуск подготовленных в авиашколе специалистов, который положил начало подготовке пилотов и авиатехников для ГВФ. К этому времени школа приобрела сложившиеся организационные формы. Сформировался коллектив, способный решать поставленные задачи.
Инструкторы Плавлинский и Мишура закончили обучение 12 студентов-пилотов: Ф. Ильченко, В. Пашкевича, П. Лондона, Тарасюка, С. Мороза, С. Любченко, А. Ирза, А. Кошкина, Валевича, Черницкого, А. Минакова, А. Какунина. Большинство из них осталось работать в школе.
В октябре бывшие авиамеханики Шемшурин, Немировский, Сосульников, Крюков и летчик И.П. Мазурук закончили обучение на самолете П-5 при самостоятельном огбслуживании самолета и мотора и были направлены па линии ГВФ.
В ноябре 1931 г. начался второй массовый набор в школу. К этому времени была укомплектована личным составом 1-я авиационная эскадрилья и начала формироваться вторая. Состояла она из 2-х отрядов, в которые входило по три звена. В каждом звене по 4 группы, в группе – 8 – 9 студентов-пилотов. В группе девушек 5 – 6 студенток-пилотов. Командир звена, как и летчик-инструктор, тоже имел группу студентов.
Кроме центрального аэродрома готовились земельные участки под аэродромы на разъезде 217 км, Устиновка, Святославка, Родничок, М. Грязнуха. К этому времени школа получила два автомобиля для обеспечения учебного процесса.
В декабре 1931 года бывшие бортовые механики Б.П. Лунц, М.Ф. Винников, Л.В. Яницкий, Ф.П. Литвинов закончили школу и получили звание “Пилот второго класса”. Б. П. Лунц работал в Украинском Управлении ГВФ. С началом войны назначен в особую авиагруппу ГВФ при штабе Юго-западного фронта, а с мая 1942 г. – летчик авиации Дальнего действия. Наносил удары по фашистам на Сталинградском, Ленинградском, 1-м, 2-м, 3-м Белорусском фронтах. За годы войны совершил 403 боевых вылета, из них – 60 с посадкой к партизанам. Вывез много раненых партизан из Лепельско-Полотцкой партизанской зоны. Был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны работал испытателем. Заслуженный летчик-испытатель.
В начале февраля 1932 г. начальником школы назначается Скворцов И. Ф.
С 23 февраля 1932 года в школе отменяется звание “студент” и вводится “курсант”, вводятся полностью дисциплины школ ВВС РККА, вводятся батальоны, роты, взводы, с расстановкой командно-строевого состава из резерва РККА.
В марте закончили школу летчики, прибывшие из Осоавиахима г. Ленинграда А.П. Лебедев, Н.В. Иванов, Я.Г. Жигалев, А.А. Шикин.
Александр Петрович Лебедев остался работать в школе инструктором, а в конце 1933 г. его переводят в Ленинград командиром звена Северного управления ГВФ. За мужество и отвагу, проявленные в финской войне, Александр Петрович награждается орденом Красного Знамени. Потом работает инспектором-пилотом в г. Риге, где и застала его война. С первых дней войны он командир корабля авиагруппы ГВФ особого назначения. 9 сентября 1941 г. А.П. Лебедев на самолете ПС – 84 перевозил из Москвы в блокадный Ленинград генералов Г.К. Жукова, М.С. Хозина, И.И. Федюненского. Трижды совершал перелеты с членами советской военной миссии через Ирак, Иран, Сирию в Алжир, перевозил лиц, обслуживающих Ялтинскую конференцию в 1945 г., неоднократно вылетал в Нюрнберг с советскими представителями, участвующими в Нюрнбергском процессе. После окончания войны продолжал летать в ГВФ, а с 1947 г. – летчик-испытатель. Награжден шестью орденами. В 1967 г. Л.П. Лебедев награждается орденом Красного Знамени как участник штурма Зимнего дворца в 1917 году.
В тот сложный период становления школы огромную работу проводит партколлектив с секретарем Юркиным и коллектив комсомола с секретарем Акафьевым.
7 августа 1931 г. выходит первый номер газеты “Взлет” – орган партийного, комсомольского и профсоюзного коллективов. Газета выходила один раз в пять дней, кроме того, издавалась газета в авиационных эскадрильях один раз в десять дней.
Многотиражка “Взлет” являлась острым оружием в борьбе за успешное освоение летного дела, изучение авиационной техники, успешное строительство школы. В ней рассказывалось о людях, которые в сложных ситуациях в полете принимали правильные решения по сохранению экипажа и самолета. Так, 26 мая 1935 г. газета “Взлет” писала: “Во время учебных полетов во втором отряде второй авиаэскадрильи при взлете самолета У-2 с инструктором Рудневым и курсантом Д. Эмм лопнул болт стаканчика стойки колеса из-за отсутствия предохранительного троса. Доложить о случившемся на старт экипаж не мог из-за отсутствия радиостанции и принял решение исправить данный дефект в воздухе. Приказав пилотировать самолет курсанту, инструктор вылез на крыло самолета, вправил стойку и привязал ее ремнем. Посадка произведена без поломок самолета. За проявленную храбрость инструктор был награжден суммой в 150 рублей, а курсант – суммой в 50 рублей”.
Для проведения повседневной партийной работы в учебных отделениях, цехах, бригадах вводится институт парторганизаторов, куда выбирались лучшие члены партии и, как исключение, кандидаты в члены ВКП(б), которые обеспечивали передовую роль коммунистов в летной и трудовой дисциплине, организации безаварийной летной работы.
В школе широко практиковалось, поощрение личного состава отличную учебу, сохранение техники, экономию всех материальных ресурсов.
Так, за отличную учебу и примерную дисциплину из числа выпускников приказом по школе премированы А.И. Калинин, С.П. Владимиров, Б.А. Консулаки, М.Г. Рыбалко, а 26 курсантам-мотористам, показавшим за первый период обучения высокие знания авиационной техники, была повышена стипендия до 150 рублей.
Школа неоднократно проводила выставку-демонстрацию населению самолетов ГВФ. 2 мая 1932 г. 22 самолета во главе с командиром аэ Л.Г. Крузе совершили перелет из г. Балашова в г. Саратов. В Саратове состоялся митинг, в котором приняли участие жители города, советское и партийное руководство Нижневолжского края.
Осенью 1932 г. проводится выпуск пилотов и готовится авиаэскадрилья для полетов с курсантами зимой в лагере. В декабре командир аэ Гаспарьян перебазировал самолеты на аэродром 217 км и начал полеты в зимних условиях. Личный состав перевозился на аэродром по железной дороге.
Зимой 1933 г проводится очередной набор курсантов, а весной – первый выпуск авиамехаников.
Наряду с напряженной учебой шло постоянное расширение школы, совершенствовалась материально-техническая база.
В сентябре 1933 г. формируется третья авиационная эскадрилья, кадрилья, командиром которой назначается М.П. Ключенко, командирами отрядов А.И. Калинин и Чулков, а командирами звеньев Б.А. Консулаки, Иванов, Волевич, Гусев, Рыбалко, Полонский, Монаков, Холодняк, Кузнецов, Ковалев, Людвичек, Бобнев, Педько, Прокопов, Яковлев.
Техниками были назначены Колычев, Медведев, Светличный, Волхонский, Терентьев, Чичинов, Радов, Марин.
В 1933 году в школе вводится штат политического отдела:
начальник политотдела, он же зам. начальника школы;
помощник начальника политотдела по комсомолу;
ответственный редактор многотиражки;
информатор.
С введением этого института политико-воспитательная работа стала проводиться более организованно и целенаправленно. Она обеспечивала постоянно возрастающую качественную подготовку специалистов, рост рядов партии. К 1937 году партийная организация школы значительно выросла и состояла из 11 первичных парторганизаций, имеющих в своем составе 262 коммуниста.
Осенью 1933 г. закончили школу пилоты второго набора. В числе выпускников были П.Г. Агеев, Б.С, Тихомолов,. А.Г. Широкова, которые остались работать инструкторами. В выпускной характеристике Анны Григорьевны Широковой было отмечено: “летать любит, техника пилотирования хорошая, устойчивая…, проявила склонность к учебно-методической работе. Целесообразно использовать в качестве инструктора”. Работая инструктором, Анна Григорьевна дала путевку в небо 140 юношам и девушкам. Ее труд был по достоинству оценен. Она первая в стране из женщин-летчиц награждена орденом “Знак Почета”. Орден вручал в Кремле М.И. Калинин.
Ей, девушке-удмуртке, довелось быть делегатом от города Балашова на Чрезвычайном съезде Советов СССР в 1936 году. В 1937 году Анна Григорьевна была направлена работать в Свердловское управление ГВФ. В годы войны выполняла особо важное задание Государственного Комитета Обороны на Урале – центре военной промышленности. За успешное выполнение этих заданий Широкова А.Г. награждена орденом Ленина.
Когда по инициативе городского комитета комсомола г. Балашова в 30-х годах было решено разбить зеленый сквер на бывшей Соборной площади, комитет комсомола школы поручил Анне Широковой возглавить участок учлетов. Курсантами школы был выполнен большой объем земельных работ и посадка зеленых насаждений. Сегодня парк имени Куйбышева – любимое место отдыха горожан.
Борис Ермилович Тихомолов в 1931 году осенью поступил в 3-ю Объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ г. Балашова, по окончании которой оставлен инструктором.
В 1937 году был направлен на линии ГВФ в Среднюю Азию, где на самолетах перевозил пассажиров, грузы, почту.
В апреле 1942 г. – командир самолета Ил-4 авиации Дальнего действия г. Серпухова. В короткое время овладел ночными полетами. За успешное нанесение бомбовых ударов ночью по аэродромам, ж.д. узлам, эшелонам, скоплениям войск противника в районах Смоленска, Орши, Витебска, Брянска, Харькова, Курска, Воронежа, промышленным объектам Берлина, Кенигсберга 31 декабря 1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
В ноябре – декабре 1943 г. Б.Е. Тихомилов вместе с другими экипажами обслуживал Тегеранскую конференцию. 16 апреля 1945 г. участвовал в знаменитой Берлинской операции.
За годы войны совершил 212 боевых вылетов. После демобилизации в 1945 г. – летчик ГВФ, писатель. Член Союза писателей СССР. Автор книг: “В небе”, “На крыльях АДД”, “Сапар-Батыр”, “Мужество”, “Сквозь ураганы”, “Кряка”, “Жаворонки”, “Небо в огне”.
Зимой 1934 г. летчики школы выполнили первые упражнения с парашютом. К этому времени школа получила 31 планер. Была поставлена задача: освоить полеты на планерах. Эскадрилья, командиром которой был И. К. Мишура, приступила к полетам на планерной станции у села Б. Мелик. Первым взлетел на планере начальник УЛО Бугров и пролетел по маршруту: аэр. Балашов – Родничок – Устиновка – аэр. Балашов.
Партия и правительство постоянно стимулировали и поощряли учебу в авиашколах страны. С 1 апреля 1934 г. была изменена система выплаты стипендий курсантам. Она теперь исчислялась по показателям успеваемости. При отличной успеваемости курсант-пилот получал 115 руб., а курсант-техник – 60 руб., при успеваемости на “хорошо” – соответственно 90 руб. и 55 руб., “удовлетворительно” – 60 руб. и 35, “слабо” – 40 руб. и 25 руб.
Летом 1934г. введена стипендия имени Героев Советского Союза. Первыми стипендиатами в школе стали В.Г. Корякин, Спихненко и В.П. Драгомерецкий. В годы войны В.П. Драгомерецкий был удостоен звания Героя Советского Союза.
Впервые в 1934г. в школу назначается Государственная комиссия для приема экзаменов. На эти экзамены выносятся дисциплины:
Техника пилотирования на самолетах У-2 и П-5 по слепым и ночным полетам;
Знание матчасти и эксплуатация самолетов У-2, П-5 и моторов М-11 и М-17;
Аэронавигационная подготовка.
В июле 1934г. был произведен выпуск 3-го набора. За отличное окончание школы
19 выпускников-пилотов премированы начальником школы, ГУ ГВФ и ЦК Союза, в них
числе Поляхов, Извесков, В.П. Драгомерецкий награждены наручными часами.
Определенное количество пилотов этого выпуска были оставлены в школе инструкторами. В их числе – Николай Гаврилович Порфиров. До 1939 г. назначен в г. Новосибирск, где летал на самолетах Р-5, ПС-40, в 1941 году – командир 73 отдельной аэ в г. Кургане. В 1943 г. назначен начальником Курганской авиашколы ГВФ. В конце 1943 года направлен в 1-ю Авиатранспортную дивизию ГВФ, летал командиром самолетов Ли-2, Си-47. Выполнил 271 полет на линию фронта и 10 полетов в тыл врага. В августе 1944 г. назначен командиром транспортного отряда Уральского управления ГВФ, с 1947 года – начальник Туркестанского управления ГВФ, с 1952 г. – заместитель Генерального директора советско-китайского общества г. Пекин, там же советник управления ГА КНР. С 1956г. – начальник Северного управления ГВФ. Потом начальник высшего авиационного училища ГВФ, представитель аэрофлота в Финляндии, заместитель директора института Ленаэропроект. В настоящее время работает в том же институте инженером по охране труда. Освоил самолеты: По-2, Р-5, П-3ЕТ, ПС-9, Б-52, Ли-2, Си-47, Ил-14, Ил-18, Ту-104.
К концу 1934 г. в авиагородке были построены 5 корпусов общежитий (1-5 дома).
В 1935 г. возникло стахановское движение. Оно находило много последователей среди работников гражданской авиации. По инициативе выпускника, затем инструктора Балашовской школы пилотов Б.А. Консулаки, пилота Западно-Сибирского управления, зародилось движение под девизом “За наивыгоднейший режим полета!”. Сам Б.А. Консулаки, умело применив наивыгоднейший режим полета, совершил беспосадочный перелет но маршруту Новосибирск – Москва на пассажирском самолете ПС-9, пролетев расстояние 3033 км. Этот режим начали применять, и другие экипажи гражданской авиации.
Многие выпускники школы пилотов внесли определенный клад в освоение сложных в климатическом отношении территориальных управлений таких, как Среднеазиатское, Казахское, Западно-Сибирское. В 3ападно-Сибирское управление в 1935 г. были направлены выпускники И. Холуев, В. Коваленко, Е. Ляхов, И. Бутенко, Н. Артеменко, М. Пыжин, Ф. Цветов. На самолетах Р-5 и У-2 им пришлось осваивать воздушные линии в отдаленные населенные пункты северной части региона. Пятеро из них эти полеты закончили трагически. Позже в этом управлении летали II. Пилипенко, П. Миханков, Н. Порфиров.
Один из замечательных летчиков-инструкторов Леонар Густович Крузе летал в Полярной авиации. В 1937 г. выполнял разведывательные полеты по обеспечению высадки на Северный полюс экспедиции О.Ю. Шмидта.
Осенью 1935 г. закончили обучение курсанты авиаэскадрильи Гусева, в которой был отряд из 21 девушки. В летной работе девушки не уступали ребятам. Восемь из них, в том числе О.М. Шолохова, учились только на “хорошо” и “отлично”. После окончания школы все они были направлены работать на линию ГВФ.
Ольга Митрофановна Шолохова работала в Азовско-Черноморском управлении. Трудолюбие, высокое мастерство пилота, доброта к людям снискали к ней уважение коллектива. Оля это очень ценила. В апреле 1941 г. О.М. Шолохова учится на курсах высшей подготовки в Минводах. Там она и услышала страшное слово “война”. В декабре 1941 г. О.М. Шолохова стала военной летчицей 125 женского бомбардировочного полка. Начала О.М. Шолохова воевать сначала на самолетах Су-2, затем на Пе-2. Наносила удары по врагу под Сталинградом, на Северном Кавказе, Орловско-Курском направлении, в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, участвовала в разгроме врага в Восточной Пруссии. Летом 1943 г. девятку Пе-2, ведомою О.М. Шолоховой, над целью атаковали 8 фашистских истребителей. Ольга Митрофановна была ранена в голову, вышел из строя один из двух моторов, но самолеты не свернули с боевою пути, шли в плотном строю. Цель была поражена мощным ударом. О. М. Шолохова совершила 500 боевых вылетов. Участвовала в параде Победы 24 июня 1945 г.
Большое внимание в школе уделялось развитию спорта. Командование школы считало, что спорт формирует личность и помогает стать хорошим пилотом. Систематически проводились соревнования по конькобежному, стрелковому, парашютному, планерному, лыжному, велосипедному, охотничьему спорту, хоккею, легкой атлетике, футболу.
В приказе начальника школы П.М. Уркевича по созданию охотничьих команд говорилось, что охота прививает выносливость, умение маскироваться, определять расстояния, ориентироваться в любой обстановке, стрелять по подвижным целям, что летчик потом сможет использовать в обстановке военного времени. Охота дает возможность разумно использовать выходные дни.
В начале 1936 г. девушки 6, 7, 8, 9 наборов переводятся в Батайскую школу ГВФ для продолжения дальнейшей учебы.
В очередном выпуске 1936 г закончил школу Николай Григорьевич Пилипенко. Работал в школе инструктором, командиром звена. В 1939 г. переведен в Новосибирск, где работал в учебно-летной авиаэскадрилье. Потом он слушатель курсов высшей летной подготовки на самолете Ли-2, инструктор этих курсов, командир звена, командир отряда, заместитель начальника школы ВЛП в г. Ульяновске по методической работе. С 1975 г. начальник летно-методического кабинета Московского транспортного управления ГА.
Николай Григорьевич автор КУЛПа на самолетах Ли-2 и Ил-18. Освоил 14 типов самолетов: У-2, Р-5, Ут-2, Ут-1, П-3ЕТ, ПС-40, ПС-9, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124.
В марте 1936 г. школа проводит 9-й набор пилотов и продолжается напряженная учеба. За отличную и хорошую успеваемость по военным дисциплинам группе курсантов присваивается звание ударника учебы и устанавливается повышенная стипендия. В эту группу входит курсант А. П. Мамкин, а осенью 1938 г. его принимают кандидатом в члены ВКП(б). После окончания школы Александр Петрович Мамкин назначается работать в Таджикское управление ГВФ.
С началом Великой Отечественной войны А. П. Мамкин 105 авиационном полку. С 1942 г. летает на самолете Р-5 к партизанам Белоруссии. Весной 1944 гота пилотам 105-го авиаполка А. П. Мамкину и А. Кузнецову поручили от партизан вывезти около двухсот детей Полоцкого детского дома. В ночь с 11 на 12 апреля 1944 г. самолет Р-5, пилотируемый лейтенантом Мамкиным А., возвращался на Большую землю с последней группой детей. На борту самолета было 13 пассажиров, из них девять детей. Над линией фронта самолет А. П. Мамкина был подбит фашистским истребителем. Летчик был ранен. Возник пожар в кабине пилота, на летчике горел комбинезон. Усилием воли А. П. Мамкин перетянул через линию фронта и посадил самолет в расположение наших войск. Все пассажиры были спасены. Лейтенанта Мамкина доставили в госпиталь, где он 17 апреля скончался от ран и ожогов.
Прошли годы. Давно выросли ребята, которых в суровые военные годы спас выпускник Балашовской авиашколы ГВФ Александр Мамкин, но подвиг летчика, ставший вершиной его жизни, не забыт, потому что народ нашей страны не забывает героизма и мужества своих сыновей.
В 105 полку вместе с А. Мамкиным летал к белорусским партизанам выпускник Балашовской школы ГВФ летчик Евгений Михайлович Ширшов на самолете У-2.
“После выполнения третьего боевого полета в один из дней – вспоминает Евгений Михайлович, – попал под огонь фашистских зениток. Огонь был настолько сильным, что У-2 швыряло из стороны в сторону. Один из снарядов все же настиг меня. Глаза ослепила яркая вспышка. А когда их открыл, первое, что увидел, – самолет лезет вверх. Захотел выровнять его – не получилось. Руки были перебиты. Зажав коленями ручку управления, собрал последние силы, прижал У-2 к самой земле. Кое-как посадил самолет, с трудом вылез из кабины, упал на траву. И потерял сознание. В полк вернулся из госпиталя без левой руки. Войну закончил на Дальнем Востоке”.
В 1938 году количество курсантов в школе было увеличено до 1600 человек. В связи с этим формируются 5 и 6 авиаэскадрильи, командирами которых назначаются Кудряшов и Ломакин.
В июне – сентябре производится набор курсантов в количестве 751 человека. В июле и сентябре производится очередной выпуск из училища, 126 человек из которых оставлены инструкторами.
В целях дальнейшего совершенствования и улучшения организации политмассовой работы и укрепления дисциплины среди личного состава авиаучилища с 1 июля 1938 г. вводится штатная должность политруководителя авиаэскадрилий. На эти должности назначены коммунисты Ф.Н. Савичев, И.И. Шмальц, П.И. Савинов, П.М. Шеленков, И.Ф. Бричко, И.Д. Маурер.
Летом 1938 г. школа получила самолеты УТ-1, УТ-2, УТ-6, П-3ЕТ, СТ-3, на которых в ноябре вылетала самостоятельно первая группа летчиков-инструкторов.
В конце 1938 года ГУ ГВФ выделило школе деньги в сумме 68550 рублей для награждения технического состава за безаварийную работу, отличное и хорошее обслуживание матчасти в период второго полугодия. Систематически за период существования школы ГВФ летчики, техники, курсанты, рабочие и служащие награждались денежными премиями ценными подарками за отличную подготовку кадров для гражданской авиации.
В 1939 году школа работала в составе семи авиаэскадрилий. Так как самолетов в достаточном количестве не было, то на них летали по две смены. Это вызывало огромные трудности в подготовке самолетов и обеспечении их горючесмазочными материалами. Эти трудности стали предметом обсуждения на партийных и комсомольских собраниях, где каждый коммунист и комсомолец получил задание сделать все, чтобы обеспечить безопасность полетов и выполнить установленные планы по подготовке очередного выпуска летчиков и техников из училища. Эта задача была успешно выполнена.
16 июля 1939 г. 3-я авиашкола ГВФ была переименована в Балашовское летное училище ГВФ.
Выступая в газете “Взлет”, начальник училища А. И. Калинин отметил: “Командный, руководящий состав училища целиком состоит из воспитанников училища. Товарищи Чулков, Рыбалко, Холодняк, Броверман, Кудряшов, Ломакин, Ковалев, Яковлев, Полонский, Шишин, Гундарев, Гирко и другие воспитали не одну сотню пилотов, работающих на линиях ГВФ по всему Советскому Союзу в качестве пилотов I и II класса. Десятки наших воспитанников являются лучшими людьми ГВФ. Многие награждены правительственными наградами. Орденом “Знак Почета” награждена инструктор А. Г. Широкова, орденом Красной Звезды – Власов. Воспитанник училища Прокуроров награжден знаком “Отличник аэрофлота”.
В конце 30-х годов в сложившейся международной обстановке Коммунистическая партия и Советское правительство принимают целый ряд мер по укреплению обороноспособности страны. ВВС требовались хорошо подготовленные летчики.
В связи с этим в сентябре 1939 г. приказом НКО СССР №0134 от 17 августа 1939 г. Балашовское летное училище ВФ было передано в состав ВВС РККА и на его базе формируется Балашовская военная авиашкола.
В последнем приказе по Балашовскому летному училищу ВФ 14 сентября 1939 года написано: “С сего числа командование училищем сдал командованию 27 авиашколы ВВС РККА”.
Начальник Балашовского училища ГВФ – А. И. КАЛИНИН.
Начальники авиационной школы (училища) ГВФ:
1. П. А. БЛИНОВ с 24.11.1930 г.
2. С. И. ТРОФИМОВ с 31.01.1931 г.
3. И. Ф. СКВОРЦОВ со 2.02.1932 г.
4. П. М. УРКЕВИЧ с 7.05.1932 г.
5. Н. С. БАЧКАРЕВ с 3.10.1935 г.
6. И. К. МИШУРА с 1.03.1937 г.
7. А. И. КАЛИНИН с 8.11.1937 г.
Герои Советского Союза – выпускники 3-й Объединенной школы пилотов и авиатехников ГВФ
1. Г. Г. АГАМИРОВ 14. В. М. ОБУХОВ
2. П. Г. АГЕЕВ 15. В. С. ПАЛАГИН
3. Б. С. БЫСТРЫХ 16. Ф. И. ПАРШИН
4. Н. И. ГАПЕЕНОК 17. А. Д. ПЕРЕЛЕТ
5. В. П. ДРАГОМЕРЕЦКИЙ 18. М. В. СИМОНОВ
6. И. В. ДУШКИН 19. Н. И. СМОРЧКОВ
7. П. Ф. ЕРОМАСОВ 20. М. А. ТИТЛОВ
8. А. В. ИВАНОВ 21. Б. Е. ТИХОМОЛОВ
9. Б. Т. КАЛИНКИН 22. Г. Г. УЛЬЯНОВСКИЙ
10. В. К. КУЛЕШОВ 23. Н. И. ШАТАЕВ
11. Б. Г. ЛУНЦ 24. Я А. ШАШЛОВ
12. Е. А. МИХАЛЕНКОВ 25. В. А. ШИПИЛОВ
13. В. А. НИКУЛИНА 26. С. П. ДАНЬШИН
Совершили воздушные тараны: П. Г. АГЕЕВ, В. С. ПАЛАГИН.
Международная обстановка конца 30-х годов характеризовалась тем, что отношения между государствами Европы продолжали обостряться. Такая обстановка создавалась фашистской Германией, которая готовилась к мировой войне. В этих условиях Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры по дальнейшему укреплению обороноспособности нашей страны. Проводилась реорганизация в армии и на флоте: увеличивался ее кадровый состав, формировались новые военно-учебные заведения, создавалась и внедрялась в войска новая боевая техника и вооружение. В ВВС тоже происходят большие изменения. Было обращено внимание на подготовку летного состава, как в количественном, так и в качественном отношении. Для этого накануне войны был создан ряд военных авиационных школ. Одной из таких школ была Балашовская военная авиационная школа пилотов. Ее создание проводилось на базе Балашовского училища ГВФ. Приказом Народного Комиссара обороны СССР от 17 августа 1939 года № 0134 была назначена комиссия для приема от Гражданского Воздушного Флота вышеуказанного училища и 86-го завода. Комиссию в Балашове возглавил командующий ВВС Приволжскою военного округа полковник Скоблик.
Балашовская военная авиационная школа пилотов была сформирована на базе авиа училища ГВФ н 27-и Читинской военной школы пилотов, прибывшей к этому времени из г. Читы под командованием майора М.И. Тихомирова, полкового комиссара Ванюхина, начальника политотдела батальонного комиссара Дорохова.
В школе было сформировано 4 учебных авиационных эскадрильи (в аэ два отряда, в отряде 4 звена, в звене три учебных группы).
Майору М.И. Тихомирову было разрешено в Отделе ОВУЗ ВВС подобрать по личным делам в других авиашколах летчиков–инструкторов, командиров звеньев и отрядов. Летчики–инструкторы почти все были из бывшего училища ГВФ.
Согласно списку – расчету летный н технический состав был передан в Балашовскую летную школу ВВС и зачислен в кадры ВВС РККА в количестве 144 человек. Из них 74 человека летно-инструкторского состава и 70 человек технического состава. Приказом НКО СССР № 0234 от 28 декабря 1939 года 27–й авиационной школе пилотов и Балашовскому училищу ГВФ было присвоено наименование “Балашовская военная авиационная школа”.
После сформирования авиашкола сразу же приступила к подготовке летных кадров. Использовались аэродромы: центральный (Балашов), Родничок, Устиновка, лагерь Ковалевка, 217 км, М. Грязнуха, Командование школы и политический отдел проводили большую организаторскую и политическую работу по сплочению личного состава. В авангарде всех хороших начинаний были коммунисты и комсомольцы.
Участники тех событий тепло отзывались о начальнике школы майоре М. И. Тихомирове. Это бы глубоко военный человек. Он досконально изучал личный состав. Почти всех курсантов знал по фамилии, а многих по имени и отчеству.
В течение зимы 1939–1940 годов шли интенсивные теоретические занятия с курсантами, и к весне 1940 года курсанты были готовы приступить к полетам. В апреле школа приступила к летному обучению курсантов. Полеты начались и на лагерных аэродромах. Время уплотнялось до крайности. К августу полностью было закончено обучение курсантов на самолетах У- 2 и Р- 5 и перешли к обучению на выпускном самолете СБ (скоростной бомбардировщик). В октябре был произведен первый выпуск летчиков с присвоением звания “лейтенант” из Балашовской военной авиационной школы. Большинство из них было направлено в строевые части, а часть выпускников оставлена в школе на должности летчика-инструктора. Однако не все курсанты успели сдать экзамены по технике пилотирования и были выпущены из с присвоением воинского звания “сержант”. В конце 1940г. приказом Наркома обороны СССР введено в действие новое Положение о прохождении службы летно-технического состава ВВС КА. Соответственно летные и технические школы стали выпускать не офицеров, а сержантов.
Осенью 1940 года был сделан новый набор курсантов. Набрали больше, чем планировалось, и в феврале 1941 года часть курсантов была переведена во вновь организованную в гор. Поставы (БССР) летную школу. В школе были отличные методисты летного обучения. Это летчики-инструкторы М.С. Савицкий, В.М. Резаев, А.Д. Перелет, В.В. Елиферов, А.Я. Якимов, 3.П. Медведев, В. Н. Дмитриев, Я.Н. Шашлов.
Командиру звена, а потом и отряда, С.Ф. Залевскому приказом начальника школы было разрешено выпускать курсантов в первый самостоятельный полет без представления вышестоящим командирам. За время службы в Балашовской военной авиационной школе пилотов авиационный отряд под командованием тов. С.Ф. Залевского подготовил более 500 летчиков, из которых 16 человек стали Героями Советского Союза. Только в период войны в отряде было подготовлено 54 летчика-бомбардировщика и 333 летчика штурмовой авиации.
Однако в конце весны 1941 года произошло чрезвычайное происшествие (ЧП), которое сильно повлияло на повседневную жизнь и деятельность школы. На аэродроме сгорел ангар с находящимися в нем самолетами Р-5. Предположительно, это была совершена диверсия. Военным советом ПриВО начальник школы полковник М.И. Тихомиров и комиссар Ванюхин были Освобождены от занимаемых должностей. Начальником школы был назначен подполковник Троян.