Назад

В ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, вероломно нарушив договор “о ненападении”, начала войну против Советского Союза. Начался очень трудный и в то же время героический период в истории СССР и его Вооруженных Сил – Великая Отечественная война.

В первый день войны Центральный Комитет партии и Правительство Союза обратились к народу с призывом еще теснее сплотиться вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, подняться на Отечественную войну против сил германского фашизма, за честь и свободу Родины. В подразделениях школы прошли митинги. Суровы и сосредоточены были ораторы. Офицеры и курсанты клеймили позором вероломство фашистов, призывали перестроить работу на военный лад, ускорить подготовку летчиков и отправку их на фронт.

Многие военнослужащие, рабочие и служащие школы изъявили желание отправиться в действующую армию.

В начале ноября 1941 г. начальником школы назначается подполковник Н. Ф. Пушкарев. Ему пришлось не только организовать подготовку летчиков, но и формировать авиационные полки для фронта на базе школы. В конце ноября ушел на фронт 621 ап на самолетах Р-5, а в конце декабря – 620 ап.

Личный состав школы испытывал большие трудности, особенно в первую военную зиму 1941 – 1942 гг. Эскадрильи, которые летом работали на лагерных аэродромах, были оставлены на них зимовать. Жили в палатках и землянках. Ухудшилось материально - техническое и продовольственное снабжение. Такое положение усугубилось еще тем, что, что вновь формирующиеся части в городе Балашове, забирали у курсантов школы часть обмундирования и снаряжения. В результате одетыми и обутыми осталось только 25% курсантов. А ведь надо было учиться, нести караульную службу, выполнять хозяйственные работы.

В 1942 году школа начала готовить летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2.

Фронт к этому времени приблизился к г. Воронежу. На территорию Балашовского и прилегающих районов фашисты начали забрасывать своих диверсантов, которых с помощью личного состава школы приходилось обезвреживать.

Лагерный аэродром Родничок систематически подвергался налету фашистской авиации. Ежедневно в 22.40 с немецкой пунктуальностью прилетало 4-5 Ю-88 или Хенкель-111. По ракете непойманного диверсанта вражеские самолеты начинали бомбить наш аэродром. Правда, большого вреда они не наносили, так как самолеты после полетов с курсантами укрывались в капонирах или рассредоточивались на запасных площадках в радиусе 10-20 км от аэродрома по группам. Как правило, выводилось из строя летное поле, которое утром засыпалось, и снова начинались полеты с курсантами.

В связи с приближением фронта (а он уже был в Воронеже) Верховное Главнокомандование Красной Армии приняло решение перебазировать Балашовскую военную авиационную школу в г. Славгород Алтайского края. Перебазирование школы проходило под командованием полковника А.3. Орадовского, назначенного начальником в августе 1942 г., и бригадного комиссара Семенова.

На новом месте личный состав школы столкнулся с большими трудностями, т.к. пришлось начинать все сначала: строить аэродромы, жилье, создавать учебную базу. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт. Эта школа просуществовала недолго. В начале 1946 года она была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия (АДД), а в июле 1946 года – расформирована.

1 августа 1943 года в г. Балашове на базе Балашовской ВАШП, эвакуированной в сентябре 1942 года в г. Славгород, формируется 2-я РАШПО. Начальником школы был назначен полковник В.Г. Урус, заместителем начальника ВАШПО по политчасти майор В.А. Флеров.

Постоянный состав прибыл из других школ ВВС КА. Переменный состав в количестве 500 человек – офицеры, бывшие политработники, переданные на строевые должности согласно Постановлению ЦК ВКП(б) от 24.5.1942 г. Ими были укомплектованы две авиаэскадрильи, 3-я аэ укомплектована сержантами, прибывшими с курсов заместителей командиров рот по политчасти в связи с расформированием этих курсов.

В октябре 1943 г. при школе была сформирована запасная рота курсантов из бывших механиков Вольской школы авиамехаников.

С 1 сентября 1943 г. школа приступила к обучению курсантов на самолете УТ-2 со сроком обучения 7 месяцев.

В связи с Постановлением ГКО от 22.12.1943 г. о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов, 2-я ВАШПО к 15 апреля 1944 г. была передислоцирована из г. Балашова в город Ртищево, где продолжала работать до июля 1945 г., потом расформирована. Часть личного состава и авиатехники переданы во 2-ю Балашовскую ВАШП.

Большинство личного состава в тот период и особенно коммунисты были призваны в авиацию по специальному партийному набору (известное Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома 1930 – 1932 гг.), мобилизация проходила, из институтов, техникумов с направлением в летные школы и авиационные части. Поэтому они всегда помнили о том, что выполняют партийное задание, а потому и старались сделать все как можно лучше. Один из участников тех событий тов. С. Ф. Залевский вспоминает: “Ни дня, ни ночи мы не знали в работе с нашими учениками.

Высокое чувство ответственности никогда не покидало нас. Партийный билет в левом кармане гимнастерки всегда подогревал патриотические чувства и напоминал о высокой ответственности перед партией” (из письма-воспоминания от 5.5.76 г.).

В 30 с годы, когда начала бурно развиваться авиация, методика летного обучения была развита очень слабо, можно сказать инструкторы начали создавать эту методику, в основу которой положили индивидуальный подход к каждому курсанту. Уже в период войны (1941 – 1945 гг.) были впервые организованы курсы усовершенствования летчиков-инструкторов. Все полеты тогда выполнялись без радиосвязи и контроля за полетами с земли. Это накладывало особую ответственность как на летчика-инструктора, так и на курсанта.

Учебно-материальная база в Балашовской школе пилотов была в стадии разработки, тренажеров никаких не было. Были попытки создать тренажеры своими силами. Один из преподавателей инженер т. Этингоф с группой курсантов сконструировал и построил действующий тренажер (с-та Ил-2), который давал достаточно полную картину пилотирования самолета с имитацией работы двигателя и приборов. Была попытка его серийного изготовления, но в авиационных частях он так и не появился.

В 1940 году группа инструкторов военной школы, бывших инструкторов школы ГВФ, выполняла правительственное задание по обучению полетам на самолете У-2 командиров корпусов, бригад, дивизий наземных войск в г. Серпухове. Группу инструкторов возглавлял старший лейтенант Антон Антонович Гирко. За успешное выполнение этого задания инструкторы были поощрены Наркомом обороны.

В годы Великой Отечественной войны усилиями СССР и США была создана гигантская воздушная трасса Аляска – Сибирь. Она протянулась от Фербенскса на Аляске через Берингов пролив до Красноярска в центре Сибири. По ней на советско-германский фронт перегонялась американская авиационная техника, переданная Советскому Союзу по Ленд-Лизу. Начальником этой трассы был Герой Советского Союза И.П. Мазурук.

Летчики Балашовской военной авиационной школы пилотов, бывшие выпускники школы ГВФ А.Г. Зотов, Новиков, Шуликов, Головков, Сафронов, Соловьевы (братья) принимали участие в перегонке самолетов для наших ВВС из США.

Балашовская военная авиационная школа пилотов за период своего существования благодаря самоотверженному труду всего личного состава внесла значительный вклад в дело подготовки авиационных кадров и борьбы с фашистским агрессором на фронтах Великой Отечественной войны.

НАЧАЛЬНИКИ ШКОЛЫ:

полковник Михаил Иванович Тихомиров;

подполковник Троян;

подполковник Николай Федорович Пушкарев;

полковник Аркадий Зиновьевич Орадовский;

полковник Илья Петрович Пуцикин.

Сайт создан в системе uCoz