Назад

УЧИЛИЩЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1946-1958гг.)

Большое развитие в эти годы получает Авиация Дальнего Действия (АДД). Для укомплектования строевых частей, которые начали перевооружаться на новую современную технику, требовались высокоподготовленные летные кадры. А их могли подготовить только специальные авиационные училища.

С этой целью решением Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 10 октября 1947 года училище передано в состав Дальней авиации Вооруженных Сил СССР.

В этот период в училище начала поступать новая для училища авиационная техника. На смену СБ и Пе-2 стали поступать самолеты Ил-4, Ут-2, Як-18, а позже Ли-2. В это же время происходит и структурная реорганизация. Училище перешло на штат 4-х полкового состава, 1-й уап г. Балашов на самолетах Ил-4, командир полка Б.Б. Лозовский. 2-й уап г. Ртищево на самолетах Ут-2 и Як-18, командир Т.Л. Минаков, а с октября 1949 г. подполковник В.Г. Салов. 3-й уап г.Петровск, на самолетах Ил-4, командир полка И.Л. Лафазан. 4-й уап г. Балашов, на самолетах Ут-2, командир полка Ф.П. Литвинов, Герои Советского Союза.

Позднее, в августе 1949 года был организован 5-й уап в г. Ртищево на самолетах Ли-2, командовал полком М.А. Прамошкин.

Работу по перестройке училища возглавили начальник училища генерал-майор авиации Алексей Николаевич Соколов, а с декабря 1949 г. гвардии полковник Николай Сергеевич Гусаров, начальник политотдела полковник Виктор Иванович Семенов, начальник штаба училища полковник Виталий Владимирович Возницкий, начальник УЛО полковник Павел Васильевич Тарасевич.

Сложность этого периода заключалась в том, что, обновляя учебную базу, изучая новую авиационную технику, училище продолжало готовить летчиков на самолетах Пе-2 по 1947 год включительно. К этому времени учебно-летный отдел был укомплектован хорошо подготовленными преподавателями с большим педагогическим стажем и методическим опытом. Значительное количество преподавателей были участниками Великой Отечественной войны капитан А.Г. Котляров, капитан И.П. Михальчук, летчик-фронтовик командир эскадрильи майор Д.Л. Панкратов. Герой Советского Союза подполковник Галий Ахметович Мазитов и другие офицеры.

Создание и совершенствование учебной базы в то время было далеко нелегким делом. Страна только начала залечивать тяжелые раны Великой Отечественной войны. Планового снабжения учебно-наглядными пособиями, аппаратурой, тренажерами не было, и буквально все оборудование классов необходимо было создавать собственными руками.

Преподавательский состав широко развернул рационализаторскую деятельность, основной целью которой было создание действующих макетов, стендов и других учебно-наглядных пособий, ярко и доходчиво показывающих физическую сущность изучаемых явлений и процессов, устройство и принцип действия авиационной техники и вооружения.

Большой вклад в дело создания учебной базы внес коллектив цикла материальной части самолетов, возглавляемый инженером-майором Н.Ф. Юркевичем.

Рационализаторы цикла капитан т/с А.Н. Турбин-Дмитриенко, капитан А.А. Казанцев, инженер-капитан И.И. Ткаченко, капитан т/с В.Ю. Бабин, капитан П.К. Волков разработали и сами изготовили целый ряд ценных учебно-наглядных пособий и тренажеров.

Коллектив цикла радиосвязи своими силами радиофицировал все учебные классы УЛО и его филиалы, что позволило проводить радиотренаж со всеми классными отделениями на всех курсах обучения. Рационализаторы курса, возглавляемые майором А.М. Мажеруком, разработали и установили центральный пульт управления энергосилой установкой учебно-летного отдела, выполнили ряд действующих электрифицированных макетов и установок, необходимых для изучения курсантами вопросов радиотехнического оборудования самолетов.

Большую работу по созданию учебно-наглядных пособий для оборудования классов и лабораторий провел коллектив цикла навигации, который возглавлял подполковник А.М. Перов. Особенно хорошо был оборудован класс авиационной метеорологии под руководством старшего преподавателя майора т/с В.А. Смирнова. Была разработана и изготовлена силами преподавательского и лаборантского состава серия оригинальных учебно-наглядных пособий, что позволяло значительно повысить качество усвоения курсантами программы курса авиационной метеорологии.

Заново переоборудованы классы цикла воздушной подготовки. Программа воздушно-стрелковой подготовки была составлена применительно к системе артиллерийского вооружения новых самолетов, которая коренным образом отличалась от вооружения всех предшествовавших самолетов, изучающихся в училище. Этой работой руководил инженер-майор Макухин.

Коллектив цикла успешно справился со стоящими перед ним задачами и создал хорошую учебную базу и эффективную тренажную аппаратуру. За успехи в учебно-методической и воспитательной работе, за отличную учебную программу преподаватели цикла неоднократно поощрялись командованием.

Среди рационализаторов цикла следует отметить капитана т/с Бусова и инженера-капитана Бахмота.

Большую работу по идейному воспитанию курсантов, повышению идейно-политического уровня всех занятий, проводимых с курсантами, преподавательским составом учебно-летного отдела проводил также коллектив социально-экономического цикла, возглавляемый подполковником Денисенко, а несколько позднее полковником Г.И. Титовым.

Личный состав цикла принимал активное участие в агитационно-пропатандистской работе в подразделениях училища. Преподаватель цикла подполковник В.С. Сидоров в течение ряда лет совмещал преподавательскую деятельность с исполнением обязанностей секретаря партийного бюро УЛО.

Цикл тактики, возглавляемой подполковником Я.Т. Пищенко, провел большую работу у по перестройке учебного процесса. Коллективом цикла тактики было создано большое количество учебно-наглядных пособий по тактике ВВС, по военной топографии, военной администрации и по ПХЗ. Особенно плодотворно работали преподаватели тактики майор А.Г. Котляров, капитан Г.И. Тюлькин, майор Н.А. Семенов, майор М.Ф. Мельников.

Преподаватели цикла тактики систематически принимали участие в летно-тактических учениях, проводимых и училище войсках. Полученный опыт обобщался и использовался в учебном процессе.

В городах Ртищево и Петровске были развернуты филиалы, учебно-летного отдела. Филиалы УЛО были укомплектованы хорошо подготовленными офицерами-преподавателями, большинство из которых имели большой жизненный и практический опыт работы в строевых частях и в учебных заведениях. В Ртищевском филиале преподавателем тактики был назначен бывший командир авиационного полка подполковник В.М. Зелтабол. Преподавателями авиатехники были назначены опытные методисты, хорошо знающие свой предмет капитан т/с Е.Ю. Бабин, капитан т/с П.К. Волков и другие преподаватели.

В Петровском филиале УЛО теоретическую подготовку проводили майор А.Г. Котляров – бывший летчик-фронтовик, командир эскадрильи майор Д.А. Панкратов, инженер-капитан И.И. Ткаченко, инженер-капитан И.Б. Шабашкевич, майор Н.П. Свинцов.

Одновременно с перестройкой учебного процесса, в связи с новыми задачами, большая работа велась в авиационных полках и авиационно-технических батальонах.

Летно-технический состав изучал и практически осваивал новую авиационную технику, готовился к инструкторской работе на самолетах Ил-4, УТБ-2 и Як-18.

Уже к концу 1948 года основная масса летно-технического состава училища была готова эксплуатировать новые самолеты и обучать на них курсантов. В летний период полеты проводились как на основных, так и на полевых аэродромах.

Так, в Балашове помимо центрального аэродрома использовались полевые: 217 км, М. Грязнуха, Святославка, Устиновка, Родничок, Турки, в Ртищево – Песчанка, Екатериновка I и II, в Петровске – Дрямово, Грязнуха.

Благодаря правильной организации работы командиров партийных и комсомольских организаций личный состав большинства летных подразделений успешно справился с задачей подготовки летных кадров без летных происшествий.

В числе командиров передовых подразделений были офицеры: И.А. Попов, Г.Н. Брагин, В.Г. Пузанов, Н.А. Синельников, А.Ж. Ерманкулов.

В 1948 году училище дало Военно-Воздушным Силам новый отряд летчиков для самолетов Ил-4 и УТБ-2. Среди выпускников был и Михаил Бжезовский, окончивший училище с отличием и уже через год награжденный орденом Красной Звезды за мужество и профессиональное мастерство.

В одном из полетов создалась аварийная обстановка и такая ситуация, в которой не приходилось быть молодому летчику. Но он проявил максимум мужества и находчивости, хладнокровие и знание своего дела. М.В. Бжезовский был назначен правым летчиком на самолет Ту-16 и проходил программу по вводу в строй, но полностью пройти ее не успел. Ему ни разу еще не приходилось самостоятельно производить посадку данного самолета. Но когда в полете с командиром экипажа случился внезапный приступ острого заболевания и он потерял сознание, М.В. Бжезовский не растерялся, самостоятельно вывел самолет на свой аэродром и безукоризненно совершил посадку, сохранив тем самым жизнь экипажа и дорогостоящую технику.

С 1949 года училище начинает осваивать новый тип самолета Ли-2, продолжая готовить летчиков на самолетах Ил-4 и УТБ-2.

В этом году был проведен набор курсантов в январе, апреле, августе и ноябре в количестве более тысячи человек. В 1950 г. на должность начальника училища назначается полковник Н.С. Гусаров.

В январе 1950 года при училище были организованы курсы по подготовке командиров кораблей на самолете Ли-2 из состава летчиков Дальней авиации. В марте 1951 года эти курсы были расформированы.

По ходатайству командования училища приказом МО СССР № 00108 от 8 июня 1950 года был перенесен годовой праздник училища с 1 мая на 15 июля.

Летом 1950 и 1951 гг. шла интенсивная летная работа пятью учебными полками. В 1951 г. был произведен выпуск большого отряда летчиков набора 1949 г. После окончания училища молодые летчики были направлены, в основном, в части Дальней авиации. Большой отряд выпускников оставлен в училище, они заменили опытных инструкторов, убывших во вновь формируемые Кировобадское и Уманское летные училища.

В 1952 г. выпускники 1951 года приступили к обучению курсантов на самолетах Як-18 и Ли-2. Многие из них долгие годы посвятили обучению курсантов, отдавая силы, умения и знания делу подготовки летных кадров.

Это Ю. Иванов, М. Иванов, А. Маркиянчик, А. Гришин, Д. Горшков, Я. Маринин, А. Красновский, А. Баданов, В. Нестеренко, Н. Нестеренко, Л. Корчагин, Н. Долгов, В. Слипченко, Е. Недвиженко, П. Диок, И. Ищенко, В. Мартынов, С. Герасимов и многие, многие другие.

В 1951 г. училище полностью перешло к обучению курсантов на самолете Ли-2.

В 1951, 1952 и 1953 годах училище производило выпуск по три раза в год. Общее количество подготовленных летчиков за эти годы составило 2200 человек.

Большое внимание в училище уделялось развитию спортивно-массовой работы как одного из важнейших видов боевой подготовки. Активную работу в организации спортивных выступлений курсантов проводили командиры рот, взводов при личном участии майора А. Левина, майора Зинчука, капитанов П. Потий, Н. Абова, Б.А. Смирнова, А. Табелева, Ф.И. Михальниченко, С.А. Смагина.

Все курсанты, сержанты, солдаты и многие офицеры успешно сдавали нормы ГТО. Много было спортсменов-разрядников по различным видам спорта.

Ежегодно проводились соревнования по парашютному спорту, футболу, баскетболу, легкой атлетике, пулевой стрельбе и другим видам спорта.

Команды училища успешно выступали на соревнованиях в округе, г. Балашове, Саратовской области и Дальней авиации. Например, в 1947 году команды училища по футболу и волейболу на соревнованиях в округе заняли первые места, а команды по легкой атлетике и плаванию – вторые места.

В 1951 году команда штангистов завоевала первенство Саратовской области, получила кубок области и установила 16 областных рекордов. Лейтенант А.В. Баданов на первенстве РСФСР завоевал 3-е место и установил рекорд РСФСР в жиме двумя руками для полусреднего веса. Команда боксеров завоевала 1-е место по Саратовской области и заняла пять первых и три вторых места. Футбольная команда выиграла первенство и кубок г. Балашова и 1-е место и кубок по Саратовской области.

В спартакиаде ПриВо легкоатлеты повторили рекорд округа в эстафете (800-400-200-100 м). Команда пловцов заняла пять призовых мест. На спартакиаде Дальней авиации лейтенант М.З. Бутыльский завоевал два вторых места в плавании на 100 и 200 м.

В 1952 году спортсмены училища на соревнованиях ПриВо завоевали 1-е место и кубок по поднятию тяжестей, 1-е место и приз по плаванию, 1-е место по военизированному бегу, вторые места по боксу и офицерскому многоборью.

В соревнованиях на первенство Саратовской области заняли первое место и кубок по футболу и волейболу и 2-е место по баскетболу.

В 1953 году спортсмены училища, участвуя в соревнованиях ПриВО, занимали призовые места по акробатике, боксу, поднятию тяжестей. Заняли 1-е место в городской спартакиаде. Спортсмены училища св. сл. Киселев, св. ел. Таксянов, офицер Бондаренко установили 7 рекордов округа по поднятию тяжестей, а старший лейтенант М.3. Бутыльский установил рекорд округа по плаванию на дистанции 1500 м.

В 1956 году спортсмены училища в соревнованиях на первенство ВоВО заняли 1-е место по ручному мячу, хоккею, баскетболу, борьбе и 2-е место по штанге.

Футбольная команда училища выиграла кубок города Балашова, кубок Балашовской области и заняла 4-е место розыгрыше кубков РСФСР по Сталинградской зоне.

Хорошо поставленная спортивно-массовая работа способствовала подготовке физически крепких летчиков.

В училище широко была развита художественная самодеятельность. Самодеятельные коллективы были в каждой части и при Доме офицеров. Концерты художественной самодеятельности пользовались большой популярностью среди личного состава училища и жителей г. Балашова. Начальник Дома офицеров подполковник М.С. Лейкин организовывал выездные бригады самодеятельности, которые выступали с концертами перед тружениками Балашовского района.

Наиболее популярными участниками самодеятельности были офицеры Д.С. Гацкозин. Л.С. Жак, В.Л. Рогов, А.Н. Сахаров, К.В. Кравец, Б.К. Пекер, офицерский хор оркестр народных инструментов, танцевальный коллектив и многие солисты.

Широким фронтом развернулась работа по благоустройству городка. Целый ряд учебных и казарменных помещений был капитально отремонтирован. Было восстановлено здание, где сейчас находится штаб училища, а занимаемая им площадь в здании УЛО отдана под учебные аудитории. Восстановлен и сдан в эксплуатацию жилой корпус № 4.

Одновременно приводилась в порядок вся территория военного городка. В городке было мало зеленых насаждений, потому было принято решение озеленить городок. В работах по благоустройству училища активное участие принимал весь личный состав и семьи военнослужащих. Руководил работами по озеленению городка начальник политотдела полковник В.И. Семенов, и начальник штаба училища полковник В.В. Возницкий.

Личным составом было высажено большое количество деревьев и кустарников, разбиты скверы и парки. В то же время был заложен фруктовый сад и создана цветочная оранжерея, построен стадион, вырыты два пруда. Все это в значительной мере способствовало улучшению быта личного состава училища.

УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ВВС

(1953 – 1958 гг.)

1953 – 1958 гг. являются важным этапом в развитии ВС СССР и в частности ВВС. Этот период характеризуется качественным и количественным ростом транспортных самолетов и вертолетов, что позволило ставить все более широкие и сложные задачи перед транспортно-десантной авиацией, которая переименовывается в военно-транспортную авиацию. Расширяются задачи и ответственность ВТА за обеспечение необходимой маневренности всех видов Советских Вооруженных Сил. В этот период наше училище передается из состава ДА в состав ВВС ПриВО и приступает к подготовке летчиков, для транспортной авиации.

В командование училищем с марта 1953 года вступил гвардии полковник Н.Г. Афонин. Опытный летчик, участник Веткой Отечественной войны. Начальником политотдела училища с октября 1953 года был полковник А.А. Крестинин. В августе 1957 года на должность начальника политотдела был назначен полковник Н.Г. Тарасенко. Начальником штаба в ноябре 1957 года был назначен полковник В.Р. Семеньков, опытный летчик-истребитель, участник "Великой Отечественной войны.

В должности начальника учебно-летного отдела с августа 1953 года по сентябрь 1955 года был полковник Георгий Иванович Петрухин. Заместителем начальника училища по летной подготовке был полковник Николай Леонидович Иванов. Организационная структура училища в 1953 году сохраняла пять учебных частей, которыми командовали полковник Б.Б. Лозовский, Герой Советского Союза полковник Ф.П. Литвинов, полковник В.Г. Салов, полковник 3.П. Медведев, Герой Советского Союза полковник М.Ф. Костенко.

В январе 1954 года был расформирован полк в г. Петровске, а командир полка полковник В.Г. Салов назначен командиром полка в Балашов вместо убывшего Героя Советского Союза гвардии полковника Ф.П. Литвинова.

В июле 1954 года расформирован полк в Сердобске, а полк самолетов ЯК-18 в г. Балашове увеличен до пяти эскадрилий. Интенсивная летная работа начиналась, как правило в начале мая. Она проводилась на двух типах самолетов: на учебном и боевом. С раннего утра и до позднего вечера шла упорная работа по овладению летным мастерством. Умелыми летчиками - инструкторами зарекомендовали себя воспитанники училища офицеры - коммунисты А.С. Сахаров, П.С. Диок, В.А. Короткий, А.А. Климов, II.П. Алехин, Л.П. Рыбка другие. Многие из них выросли в мастеров своего дела, стали командирами отличных экипажей, были выдвинуты на высшие должности. В ходе решения задач учебно-боевой подготовки личный состав встречал мною трудностей, выявлялось много недостатков, но все они успешно преодолевались благодаря кропотливой работе преподавателей, летно - технического состава и стремлению воинов учиться еще лучше, еще упорнее, благодаря большой работе, проводимой партийными и комсомольскими организациями. Дружный и сплоченный коллектив училища воспитывал в своих питомцах не только умение владеть современной техникой, но и высокие морально-боевые качества. В ходе проведения полетов было не мало примеров мужества и находчивости, проявленных курсантами при выполнении полетных заданий.

6 июня 1953 года при выполнении курсантом Кострикиным самостоятельного полета в зоне на самолете ЯК-18 отказал двигатель по причине разрушения шатуна. Создалась сложная аварийная ситуация, но благодаря умелому руководству полетами командира эскадрильи Каберова и правильным действиям курсанта Кострикина удалось произвести посадку самолета на своем аэродроме. Руководителю полетов офицеру Каберову и курсанту Кострикину командующий ВВС округа объявил благодарность.

Правильная организация работы инженерно-техническою состава училища, возглавляемая в этот период офицерами М.С. Симкиным и Б.С. Мундингером, явилась важным фактором в проведении летной работы без летных происшествий.

Много труда для обеспечения бесперебойной летной работы на всех аэродромах училища проделали подразделения обслуживания, возглавляемые офицерами Я.Н. Симановским, Н.Г. Тихоновым, Н.А. Лиховым, Г. М. Новиковым.

По итогам работы лучших результатов добились части и подразделения, командирами которых были офицеры З.П. Медведев, Б.Б. Лозовский, В.Г. Салов, А.П. Чекулаев, Е.С. Лунин.

Результаты теоретического и летного обучения курсантов зависели и от хорошей подготовки учебной базы, поэтому в училище развернулась большая работа по оборудованию методических городков, методических классов. Творческую инициативу проявили офицеры учебно-летного отдела и подразделений по оборудованию учебных классов и созданию большого количества наглядных пособий.

При учебно-летном отделе был оборудован методический кабинет, который являлся центром учебно-методической работы в училище. Большую помощь в создании учебной базы оказали рационализаторы училища. Их рационализаторские предложения представляли ценность не только для училища, но часть из них использовалась в других училищах и частях ВВС.

Лучшими рационализаторами училища были офицеры Цыкунов, Чурюмов, Бураков, Масленников, Фролов, Тугаров, Казанцев, Кудрицкий, Ильиных, Ляпин, рядовые Михайловский и Рыжкин, служащий С.А. Свиридов и многие другие.

Наряду с подготовкой летных кадров летно-технический состав училища неоднократно принимал участие в летно-тактических и командных учениях, проводимых командованием Училища и ВВС.

В рассматриваемый период большое внимание в училище уделялось развитию физической подготовки и спорта. Ежегодно в подразделениях училища курсанты и офицеры успешно сдавали нормы ГТО I и II ступени, становились разрядниками но многим видам спорта. Футбол волейбол, бокс, ручной мяч, коньки, баскетбол, лыжный спорт, борьба стали наиболее популярными у личного состава. Большое распространение получил в училище и парашютный спорт. В 1956 году в училище было проведено по различным видам спорта 24 состязания. Количество спортсменов-разрядников с каждым годом росло. К концу 1958 года оно составило несколько сот человек. В их числе были и мастера спорта. По физической подготовке на выпускных экзаменах курсанты показывал высокие результаты. Так, например, в 1956 году курсанты-выпускники сдали госэкзамены по физподготовке со средним баллом 4,6.

В 1956 году училище получило задачу подготовить теоретически, научить летать и обслуживать самолеты Ил-14 и Ан-2 два экипажа военнослужащих Вьетнамской армии, закончили, обучение в 1958 г. Начальником группы обучаемых был назначен подполковник К.В. Виноградов. Самолетовождению и знанию авиатехники обучали преподаватели этих циклов. Русский язык преподавала Л.А. Кузнецова.

Работая с переводчиком, слушатели в короткое время изучали самолет Як-18у, успешно выполнили вывозную программу и программу самостоятельной тренировки на этом самолете. Второй период обучения проводился на самолетах Ил-14 и Ан-2. На Ил-14 обучали экипаж: летчик-инструктор капитан В. Ушаков, штурман ст. лейтенант А. Абрамов, б/т капитан В. Ширнин и ст. лейтенант В. Пылев, б/р Ф. Папуша.

На Ан-2 обучали летчик-инструктор капитан В. Пономарев, штурман-лейтенант В. Чеклин; затем лейтенант Г.Л. Ляшук. Обслуживали самолеты техник звена капитан В. Масленников, механики В. Карпов и Г. Красильников. Руководил полетами командир звена майор П. Малеев. В 1958 г. эти экипажи были готовы к выполнению полетных заданий на самолетах Ил-14 и Ан-2.

Сайт создан в системе uCoz