Назад

ВТОРАЯ БАЛАШОВСКАЯ ВОЕННАЯ (1944 – 1958 гг.)

22 декабря 1943 года Государственный Комитет обороны принял постановление о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов. Этим постановлением было определено:

– закончить формирование школы к 1 мая 1944 года;

– годовым праздником школы считать 1 мая.

Перед школой была поставлена задача в короткие сроки подготовить беззаветно преданных делу Коммунистической партии и советского народа стойких, дисциплинированных летчиков-бомбардировщиков на грозном в то время пикирующем бомбардировщике Пе-2.

Фактически формирование школы началось с 13 марта 1944 года, а закончилось 1 мая 1944 года.

Первым к месту формирования в город Балашов прибыл назначенный начальником штаба школы подполковник Василий Иванович Цыбин. Подполковник В.И. Цыбин, 1902 г. рождения, участник гражданской войны, коммунист с 1924 года. В 1920 году нес службу в Кремле по охране В.И. Ленина. В 1924 году закончил школу ВЦИК, в 1930 году – Оренбургскую школу летчиков, в 1935 году – Качинскую школу пилотов, в 1936 году – Днепропетровскую школу командиров звеньев. В 1937 году проходил службу в Краснодарском авиаучилище. Подполковник В.И. Цыбин много сделал для формирования школы в самый трудный период ее становления.

Для формирования школы постоянный состав и курсанты прибывали, в основном, из авиашкол. Так, летный состав прибывал из Энгельсского летного училища, Пермской, Кировобадской авиашкол и Омских курсов командиров звеньев, технический состав – из Вольской, Кировобадской и Энгельсской технических авиашкол. Преподавательский состав – из Энгельсской, Ворошиловградской и Тамбовской авиашкол.

Курсантский состав – из Энгельсской, Пермской, Оренбургской и Иссык-Кульской авиашкол из солдат и сержантов, прибывших из частей действующей армии, из запасных полков и аэроклубов. Кроме того, постоянный состав Формировался из числа офицеров – участников Великой Отечественной войны, а служащие – из числа служащих Балашовской ВАШПО.

Начальником школы был назначен участник Великой Отечественной войны полковник Николай Антонович Вевер.

Полковник Н.А. Вевер родился в 1906 году. В 1927 году окончил Военно-теоретическую школу ВВС в г. Ленинграде. В 1929 году – летное училище в г. Оренбурге. Служил в частях ВВС Ленинградского округа. С началом войны воевал на Ленинградском и Волховском фронтах.

Начальником политического отдела был назначен участник Великой Отечественной войны полковник И.Д. Козлов.

Старшим инженером училища был назначен инженер – капитан Михаил Соломонович Симкин. Учебно-летный отдел возглавил майор И.П. Конев. Медицинскую службу в училище возглавляла майор медицинской службы С.М. Тукачинская, инициативная, волевая, грамотная женщина-офицер.

Формирование школы происходило довольно быстро. Уже через две недели после начала формирования в школе было 750 человек.

В мае 1944 г. прибыло 38 летчиков-инструкторов, в числе которых были лейтенанты А. Егоров, А.С. Раков, В. Разгоняев, В. Жиров, К. Федосеев, В. Кузнецов, прослужившие в училище до увольнения в запас.

12 апреля 1944 г. созданы 6 учебных групп, которые 14 апреля приступили к занятиям. Классов не было. Помещения, которые отводились для занятий, были заняты танковой школой, а часть классов находилась в полуразрушенном состоянии. Учебные занятия проводились в холодных помещениях, стоя. Только к концу мая были оборудованы классы.

С первых дней формирования школы командование, политический отдел, коммунисты проделали большую организаторскую работу по боевому сколачиванию подразделений, размещению прибывающего летного, курсантского и технического состава, семей военнослужащих по организации всех служб, связанных с обслуживанием авиационной и наземной техники.

Школе была поставлена задача в мае 1944 г. приступить к полетам и подготовить 520 летчиков на самолете Пе-2. К этому времени начали поступать самолеты СБ и Пе-2. Самолеты частично получали непосредственно с заводов авиационной промышленности, а частично из строевых частей, принимавших участие в боевых действиях. Самолет СБ был переходным самолетом между самолетом первоначального обучения и Пе-2. Было организовано 4 авиаэскадрильи по 10 звеньев в каждой. В звене по 4 самолета.

1-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме Родничок, командир А. И Кузнецов.

2-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме М. Грязнуха, командир Борукаев, 3 и 4 авиаэокадрильи на самолетах СБ базировались на аэродроме Балашов, командирами были соответственно С.М. Нефедов и В.М. Мазур.

Сложность заключалась в том, что необходимо было содержать всю прибывшую технику в боевой готовности, наладить учебу летного, курсантского и технического состава, подобрать и расставить кадры, которые могли бы обеспечить нормальную летную работу.

В первые летные дни ощущался острый недостаток в авиационных механиках и мотористах. Вскоре, в конце апреля 1944 года, на пополнение прибыл большой отряд авиационных механиков и авиационных мотористов, окончивших Вольскую школу авиамехаников, а также механики из других частей ВВС, Только немногие из них имели практический опыт по самостоятельному обслуживанию авиационной техники. Подавляющее большинство не имело практики, но под руководством опытных инженеров авиаэскадрилий, техников звеньев Масаева, Синицына, Кобякова, Цикунова, Масюнза, Дубинина, Гулеватого, Погорелова, Габайдуллина, Дементьева, Бирюкова, Шишнева, Ляпина, Барковского, Масленникова, Энштейна, Ткалича и многих других они быстро освоили авиатехнику.

Личный состав школы, не считаясь со временем и трудностями, весь жар своей энергии обратил на выполнение поставленных задач и сумел своевременно подготовиться и начать полеты как с постоянным, так и переменным составом.

Многие из механиков в стенах Балашовского училища выросли как в звании, так и по должности. Часть из них закончила высшие учебные заведения, академии Советской Армии. Среди них Бохуленко, Пронин. Механики Коротаев, Якименко, Потапов окончили военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Бывшие техники звеньев В.В. Ширнин, В.Я. Масленников впоследствии возглавляли технические службы авиаэскадрилий.

На 1 мая 1944 года школа была укомплектована постоянным составом на 59%, а курсантами – на 26%.

В мае 1944 года началась летная работа на всех аэродромах школы. А 18 мая 1944 года Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить Красное Знамя 2-й Балашовской военной авиационной школе пилотов, которое было вручено 4 февраля 1945 года. Это знамя и сейчас является Боевым Знаменем училища.

С началом летной работы возникло много трудностей. Ввиду отсутствия самолетов Пе-2 с двойным управлением перед инженерным составом училища стояла первоочередная задача – установить двойное управление на ряде боевых самолетов. Задача решалась так: рабочее место штурмана самолета было переоборудовано для инструктора. Установка двойного управления на самолетах позволила успешно обуздать курсантов и совершенствовать технику пилотирования постоянного состава.

Большую помощь школе по изготовлению двойного управления и монтажу его на боевые самолеты, а также в установке двигателей оказал коллектив авиационно-ремонтного предприятия, которое размещалось рядом с аэродромом.

Другой технической проблемой, которую необходимо решить в период развертывания летной работы в 1944-1945 годах, была установка на самолетах СБ двигателей ВК-105РА вместо двигателей М-103, которые в это время были сняты с производства.

На самолетах Пе-2 двигатели ВК-105РА нужно было заменить более мощными и надежными двигателями ВК-105ПФ. Указанные работы были выполнены инженерно-техническим составом в очень сжатые сроки. Установка двигателей ВК 105РА вместо двигателей М-103 вызвала потребность применения высокооктанового топлива Б-95, которого в то время было недостаточно, но был бензин Б-70. Поэтому, одновременно с установкой двигателей ВК-105РА на самолеты СБ надо было решить еще одну техническую задачу – обеспечить полную гарантию при эксплуатации этих двигателей на топливе Б-70. Эта задача была также успешно решена путем срезания днища поршня двигателя ВК-105РА на 1 мм, что приводило к уменьшению степени сжатия и позволило с высокой надежностью эксплуатировать указанные двигатели на низкооктановом топливе. Для выполнения этой работы требовалось разбирать каждый двигатель. Весь комплекс работ для технического состава школы был очень трудной задачей.

Благодаря совместным усилиям летного, преподавательского, инженерно-технического состава школы к августу 1944 года был подготовлен первый отряд летчиков на самолетах СБ и Пе-2 из числа наиболее дисциплинированных курсантов, имевших ранее налет на других типах самолетов (УТ-2, Р-5 порядка 30 часов).

Выпускные экзамены сдавали по:

– теории и технике пилотирования;

– матчасти самолета и мотора;

– политической подготовке;

– воздушно-стрелковой подготовке;

– военно-химической подготовке;

– строевой и физической подготовке;

– воздушной навигации.

5 августа 1944 года в школе произведен первый выпуск военных летчиков. Было выпущено 25 человек. Всем им приказом ВВС КА № 0327 от 30 июля 1944 года было присвоено воинское звание “Младший лейтенант”. Это товарищи: Н.С. Аверин, С.И. Афанаскин, В.Е. Балабриков, Ф.П. Бурыкин, Е.С. Григорьев, И.Г.Голованов, А Г.Давыдов, Н.Я.Кочетков, И.И. Кучин, И.А. Кочетов, Ф.К. Курамшин, Г.И. Коркунда, Г.И. Макаров, К.И.Малыгин, А.А. Николаев, А.Г. Панченко, М.Д. Похоруков, И.А. Реунов, А.Д. Самсонов, М.Г. Сидоров, П.А. Семеновский, Е.Н Чистопольский, И.Я. Черных, Г.А. Шабанов, И.А. Щербак.

Из 25 выпускников 16 человек, летавших на СБ, было оставлено инструкторами в училище. Вчерашние курсанты стали учителями и воспитателями своих товарищей. Это младшие лейтенанты Н.С. Аверин, В.Е Балабриков, Ф.П. Бурыкин, И.Г. Голованов, Ф.К. Курамшин, Г.И. Корунда, К.И. Малыгин, М.В. Похорук, И.А. Реунов, И.Я. Черных, М.П. Сидоров, Г.Л. Шабанов, И.А. Щербак, С.И. Афанаскин, А.Г. Давыдов, И.А. Кочетов. В этом же году в ноябре и декабре было произведено еще два выпуска в количестве 22 человек на Пе-2.

В дальнейшем офицеры Ф.П. Бурыкин, И.А. Реунов стали летчиками первого класса, командирами эскадрилий училища. Другие выпускники первого выпуска продолжали службу в частях ВВС, стали первоклассными летчиками, многие командовали подразделениями и частями.

Кроме выполнения основной задачи по организации летной работы командование, политический отдел училища и личный состав решали еще н хозяйственные вопросы, ремонт жилых и складских помещений, подготовку учебной базы для занятий с курсантами в предстоящий осенне-зимний период.

В учебно-летном отделе эта важная и сложная задача легла на плечи первого начальника УЛО майора И.П. Конева, начальника цикла тактики подполковника А.И. Алексеева, начальника цикла материальной части инженера-капитана Ф.П. Семченко, начальника цикла связи майора Коробейникова, начальника цикла ВСП капитана Б.В. Андреева, начальника цикла СЭЦ капитана Гака, начальника цикла воздушной навигации майора А.И. Перова, преподавателей: старшего лейтенанта Ф.И. Стечнева,. инженера-капитана И.С. Смирнова, инженера – капитана П.И. Олейника, старшего лейтенанта Л.Н. Бубело, капитана В.И. Требного, капитана М.А. Демина, старшего лейтенанта М.Д. Васильева, инженера-капитана С.Л. Осипова, лейтенанта Ю.Н. Брюнова, старшего лейтенанта М.И. Руденко, техника-лейтенанта Е.Г. Бабина, старшего лейтенанта И.С. Калинина, инженера-капитана Б.Я. Борисова, капитана А.П. Попова, капитана В.Л. Василенко, капитана И.И. Мельникова, старшего лейтенанта З.И. Друпера, инженера-капитана И. И. Михаленко, инженера-капитана В.Д. Устиновского, лейтенанта А.Е. Жесткова, старшего лейтенанта С.И. Барановского, старшего лейтенанта А.Я. Лукина, капитана И.Г. Клевера, капитана Г.Л. Мяло, старшего лейтенанта М.Ф. Мельникова, .старшего лейтенанта А.И. Бусо, инженера-капитана С.И. Кузнецова, лейтенанта В.С. Стеибуча, инженера-капитана А.Д. Гуревича, капитана Я.Г. Прищенко.

Зима 1944-1945 гг. в жизни школы была трудной. Приходилось иногда вести занятия в неотапливаемых помещениях, в недостаточно оборудованных аудиториях, но учебный процесс проходил организованно и без срывов. Курсанты жили на центральной базе в Балашове, в Родничке и в М. Грязнухе в землянках.

Для постоянного состава летчиков, техников, преподавателей жилищные условия тоже были трудными. Часть офицеров жила в городке в домах № 3, 4, 5, 6, часть в домах КЭЧ (улица Ленина, дома № 11, 24, 55, 8, 10 и Карла Маркса, дом № 5). Имеющегося жилого фонда на всех не хватало. Большая часть офицеров жила на частных квартирах в, пределах всего города, а это значительно снижало боевую готовность, т. к. на сбор личного состава уходило много времени.

Распоряжением начальника управления кадров ВВС КА 29 ноября 1944 г. исполнять обязанности начальника школы был назначен подполковник С.И. Старичевский, заместитель начальника школы, а полковник Н.А. Вевер назначен начальником школы в резерве Военного Совета ВВС КА.

29 декабря 1944 г. в командование школы вступил полковник Ошурков Л.Я. , а подполковник С.И. Старичевский стал его заместителем по летной подготовке.

Выступая на 1-й партконференции школы 4 февраля 1945 года, начальник школы полковник Л.Я. Ошурков сказал: “Мы задачи 1914 года не выполнили. План по выпуску курсантов был выполнен на 9%. Как мы с такими показателями можем смотреть в глаза народа?”.

Безусловно, это было связано с неукомплектованностью школы постоянным и переменным составом, авиационной техникой, той разрухой, которую принесла нашей стране Великая Отечественная война.

К годовщине 1 мая 1945 года школа подготовила и отправила в части для фронта 50 своих выпускников на самолете Пе-2 и 21-го выпускника на самолете СБ работать инструкторами.

В 1945 году было произведено два выпуска летчиков на самолете Пе-2, значительно превышающих первый как по количеству, так и по качеству. Это стало результатом повышения летного и методического мастерства летчиков-инструкторов, преподавателей, возрастания качества учебного процесса.

С октября 1945 года школа получила наименование 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС КА.

В декабре 1945 г. в Балашовскую школу пилотов прибыли летчики из 3-й Чкаловской школы пилотов г. Ворошиловграда. Это Н. Турищев, Ю. Калинин, Н. Рудченко, И. Гончаренко, А. Цыпленко, Н. Александров, С. Дроздов, М. Егоров, Каберов и другие. Всего 22 человека.

В основном все они посвятили свою жизнь обучению и воспитанию курсантов в Балашовском летном.

И.И. Гончаренко после окончания ВВА летал в Дальней авиации. Закончил службу командиром корпуса.

В 1945 году непродолжительное время училищем командовал полковник П.И. Маслов, а с ноября 1946 года в командование училищем вступил генерал-майор авиации А.Н. Соколов. В эти годы училище продолжает выпуск летчиков на самолетах Пе-2, увеличивая количество выпускников и улучшая качество подготовки.

В конце1945 начале 1946 годов училище переходит на полковую систему. Было организовано три учебных полка: 1полк базировался в Балашове, командир полка Т.Л. Минаков. 2 полк базировался в Сердобске, командир полка В.И. Зелтабол. 3 полк базировался в Петровске, командир полка И.И. Пронюшкин.

19 сентября 1947 года изменено действительное наименование училища на Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС СА.


Сайт создан в системе uCoz