Назад

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В 1998 году постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа № 1009 БВВАУЛ имени А.А. Новикова преобразовано в Балашовский военный авиационный институт и перешло в подчинение ГК ВВС РФ. В результате реорганизации БВВАУЛ в БВАИ был расформирован Петровский полк и присоединены Мичуринский и Ряжский полки. В состав Балашовского ВАИ вошло Челябинское ВВАКУШ в качестве филиала.

В 2002 году Балашовский ВАИ был расформирован, и на его базе созданы: учебный авиационный центр подготовки летного состава дальней и военно-транспортной авиации Краснодарского ВАИ с полками в городах Балашов и Ртищево, и 4 факультет авиационный.
УАЦ ПЛС (Д и ВТА) возглавил полковник В.Н. Соколенко, а 4 ФА - полковник В.И. Мыльцев

ЧАСТИ БАЛАШОВСКОГО ВВАУЛ

БАЛАШОВСКИЙ ГАРНИЗОН

БАЛАШОВСКИЙ УЧЕБНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА (Д и ВТА)

В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации Балашовский военный авиационный институт согласно постановления Правительства Российской Федерации и приказа Министра обороны Российской Федерации в мае 2001 года был преобразован в учебный авиационный центр подготовки летного состава (Д и ВТА) Краснодарского военного авиационного института.
Начальником центра назначен полковник В.Н. Соколенко – выпускник 1979 года, Заслуженный военный летчик Российской Федерации, кандидат педагогических наук. Его заместителями назначены полковники В.П. Лучинин, Ю.А. Жуков, О.П. Еруков, А.В. Преображенский, подполковник А.С. Мартынов.

С преобразованием Балашовского ВАИ в учебный авиационный центр количественный состав военнослужащих и гражданского персонала значительно уменьшился, а задачи, стоящие перед командованием центра остались прежними – качественная подго-товка высококвалифицированных летных кадров для частей военно-транспортной и дальней авиации. Эта ответственная работа в большей части легла на плечи офицеров летно-методического отдела подполковников Ю.Г. Швецова, А.И. Вдовенко, В.В. Торбеева, И.А. Кожаева и заместителя начальника центра по летной подготовке полковника О.П. Ерукова.

Весомый вклад в подготовку курсантов вносят офицеры инженерно-авиационной службы А.О. Колобов, Подварский, А.Б. Битинас, И.Н. Шишков, Ю.А. Казаков, С.А. Решетов.
Задача по формированию у будущих воздушных бойцов чувства личной ответственности за настоящее и будущее Российских Вооруженных Сил, за укрепление воинской дисциплины и уставного порядка возложена на заместителя начальника учебного авиационного центра полковника Ю.А. Жукова, который при тесном взаимодействии с Советом ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, созданного на территории гарнизона и возглавляемого ветераном училища полковником в отставке М.Л. Латманом, проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих и членов их семей.

Центром военно-патриотического воспитания молодежи города и района является музей истории боевой славы училища, которым вот уже двадцать лет руководит ветеран училища подполковник в отставке В.П. Чеклин. Ежегодно музей посещают около 2,5 тысяч военнослужащих гарнизона и членов их семей, учащихся школ города и близлежащих районов.
Командованию центра удалось сохранить созданную еще на базе Балашовского ВВАУЛ Школу юных космонавтов, которая ежегодно выпускает из своих стен более 100 юношей и девушек, большинство из которых связывают свою жизнь с авиацией.
Ни одна задача, стоящая перед отделами и службами центра не может быть качественно решена без тылового и материального обеспечения, которым ежедневно занимаются офицеры тыла полковник А.В. Преображенский, подполковники П.М. Фатьянов, В.М. Гребенкин, Ю.А. Рыбаков, майор Валиулин, начальник КЭС А.М. Овсянников. Это они своим самоотверженным трудом поддерживают на должном уровне жизнедеятельность частей и подразделений, обеспечивают авиационные полки топливом, содержат жилые и служебные помещения гарнизона, теплосети, подъездные дороги и взлетно-посадочную полосу в исправном состоянии.

Немалый вклад в выполнение задач, стоящих перед Балашовским учебным авиационным центром, вносят ветераны труда и военной службы, работающие ныне в частях, отделах и службах центра. Это Т.П. Просветова, С.А. Потравнов, О.В. Сычугова, Г.В. Сироцкий, В.М. Турцев, И.Д. Куприн, Г.А. Яковлев, А.С. Захаров, С.М. Сакута, Н.Ф. Харламова, В.И. Яненко. Их многолетний опыт работы способствует качественному решению задач. Нет сомнения в том, что личный состав центра не уронит чести и славы старших поколений и своим ратным трудом внесет достойный вклад в дело укрепления обороноспособности Родины.


4 ФАКУЛЬТЕТ АВИАЦИОННЫЙ (Д И ВТА) КРАСНОДАРСКОГО ВАИ

4 факультет авиационный Краснодарского ВАИ создан 1 июня 2002 года в ходе реорганизации Балашовского ВАИ, проведенной на основании постановления Правительства РФ № 358 от 10 мая 2001 года и приказа Министра обороны РФ № 278 от 22 июня 2001 года.
Первым начальником 4 факультета авиационного стал полковник Мыльцев Виктор Иванович, выпускник Балашовского ВВАУЛ 1979 года.

Организационно в состав факультета вошли:
1. Управление факультета.
2. Кафедры теоретического обучения курсантов и иностранных военнослужащих:
- 41 кафедра Тактики и общевоенных дисциплин. Начальник кафедры полковник В.Ю. Тюрин – кандидат военных наук, доцент;
- 42 кафедра Конструкции и эксплуатации авиационной техники. Начальник ка-федры полковник Ю.С. Карчевский – кандидат технических наук, доцент;
- 43 кафедра Боевой подготовки и безопасности полетов, ВрИО начальника кафедры полковник А.К. Обидин – доцент;
- 44 кафедра Иностранных языков. Заведующая кафедрой Л.В. Сорокина – кандидат филологических наук, доцент.
3. Подразделения курсантов (начальники курсов: подполковник С.А. Голоднов, майор О.В. Зинкевич, командир спецгруппы иностранных военнослужащих майор А.Н. Бенько ).
4. Структурные подразделения обеспечения учебного процесса.

В период реорганизации Балашовского ВАИ и формирования факультета, несмотря на многочисленные трудности, удалось сохранить наиболее опытную часть профессорско-преподавательского состава и командиров курсантских подразделений, которые сегодня передают свои знания и опыт будущим военным летчикам. Среди них полковник В.Н. Баркалов, полковник В.И. Алфимов, подполковник С.В. Пигин, подполковник А.А. Примин, подполковник Н.Д. Рабочий, подполковник В.И. Куксов, майор В.Н. Боярчук, ст. пр-к А.А. Мирошников, гражданский персонал В.И. Аленкин, В.С. Марусенко, Б.В. Савчук, И.А. Неваева, А.А. Турченко и многие другие.
В настоящее время на факультете работают и служат 18 кандидатов наук и 6 доцентов. Имеется большой резерв совершенствования научного потенциала.

Активно привлекаются к военно-научной работе и курсанты факультета. Хорошей традицией стало ежегодное участие курсантов в конкурсе студенческих научных работ, проводимых Министерством обороны и Министерством образования РФ. О качестве работ, представляемых на эти конкурсы говорит большое количество медалей, дипломов и грамот, завоеванных их авторами под руководством опытных наставников: полковников С.А. Вершилова, Ю.С. Карчевского, подполковников А.А. Щепилова, А.Г. Крадинова, преподавателей Г.И. Павлюка, А.Ю. Аношкина и В.Н. Шатуха

Силами военнослужащих, гражданского персонала и курсантов проводится большая работа по совершенствованию учебно-материальной базы факультета, что во многом способствует повышению качества образовательного процесса. Немало сил и энергии отдают для выполнения этой важной задачи майор Н.В. Галевич, майор В.Ю. Оводов, капитан А.П. Беспалов,начальник лаборатории вычислительной техники А.И. Татаренко, начальник лаборатории ТСО В.В. Отришко, заведующий мастерской А.М. Будкевич, инженеры В.И. Черненков, С.Г. Потапов, завхоз клуба Ю.Г. Дергачев, техники Ю.А. Углов, С.В. Сторожев, Т.В. Прусова, Г.П. Визгалин, старшие лаборанты В.М. Извозчиков, Г.М. Закиров.

Свой весомый вклад в дело обучения и воспитания курсантов вносят заведующие кабинетом А.А. Клинков, В.Ш. Лерман, начальник отделения пилотажных тренажеров Ю.В. Пугачев, учебные мастера И.И. Егер, Н.И. Могиленко, И.Н. Ефанов, заведующая клубом О.М. Чмирева, заведующие библиотеками Н.Б. Култыгина, В.А. Михальченкова, библиотекари Л.Ю. Безруких, Г.И. Пятрина, Т.В. Томилова, А.В. Корнилова и многие другие.

Большое внимание на факультете уделяется физической культуре и спорту. Хорошая спортивная база позволяет подполковникам В.И. Лещенко, А.В. Редину, гражданскому персоналу Ю.Ф. Артемьеву, Н.Г. Артемьевой и другим преподавателям качественно проводить занятия по физической подготовке, организовывать работу секций по волейболу, футболу, баскетболу, легкой атлетике, рукопашному бою и многим другим видам спорта. Спортсмены факультета входят в сборные команды города, области и России, в составе которых неоднократно занимали призовые места на спортивных соревнованиях различного ранга. А курсант А.В. Филиппов в составе сборной России по купольной парашютной акробатике стал серебряным призером чемпионата мира.

Участники художественной самодеятельности факультета – желанные гости на всех концертах, проводимых в гарнизоне, городе и области. Ежегодно факультет удостаивается дипломов и грамот за призовые места в конкурсе художественной самодеятельности учебных заведений города и Саратовской области "Студенческая весна". Команду КВН "От винта!" – бессменного многолетнего лидера городской лиги КВН – знают и любят зрители не только Балашова, но и Энгельса, Саратова, Сочи.

Но главной задачей факультета была и остается подготовка военных летчиков, отвечающих современным требованиям, для Военно-воздушных Сил Российской Федерации. И в этом направлении личный состав факультета будет стремиться сохранить и преумножить традиции, и стандарты обучения, заложенные в Балашовском высшем военном авиационном училище летчиков.

СМЕШАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД (САО)

При образовании Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков в 1959 году для решения оперативных задач по управлению учебными авиационными полками в штат училища введено авиационное звено управления, имеющее на вооружении самолеты Ил-12, Ил-14, АН-2. В процессе летной деятельности происходило перевооружение звена на самолеты Ан-24, Ан-26.

1989 году в целях улучшения контроля за подготовкой и эксплуатацией авиационной техники, а также более качественного выполнения задач поисково-спасательного обеспечения полетов авиационное звено было преобразовано в отряд управления и в его состав введены вертолеты Ми-8Т с экипажами и техническим составом.

В 1993 году в состав авиационного отряда включено поисковое звено, имеющее на вооружении вертолеты Ми-14ПС.
В результате реформирования Вооруженных Сил РФ в 2001 году на базе авиационного отряда был сформирован смешанный авиационный отряд.

В настоящее время отряд управления возглавляет выпускник Балашовского ВВАУЛ 1981 года подполковник Беспалов Сергей Петрович. Всю свою военную службу он посвятил небу. От курсанта до командира отдельного подразделения он совершенствует свои профессиональные и летные навыки и передает их молодым авиаторам. Вместе с опытным командиром руководят экипажами:
подполковник В.И. Сычугов - выпускник Балашовского ВВАУЛ 1981 года - участник боевых действий в республике Афганистан; майор A.M. Блеканов - выпускник Уфимского ВВАУЛ 1993 года - участник боевых действий в Чеченской республике, имеющий боевые награды.
Авиационную технику готовит к полетам инженерно технический состав: майор Н.Д. Мурка, капитан И.Л. Бухнацевич, капитан О.М. Сафронов, прапорщик А.Г. Янсубаев.

Немалый вклад в деятельность подразделения, успешное выполнения поставленных задач вносит гражданский персонал: В.А. Головлев, Н.И. Боев, А.И. Морозов и Н.П. Кузменов.
В настоящее время личный состав смешанного отряда управления способен выполнять поставленный задачи и продолжать славные традиции авиаторов - балашовцев.


28 ДОМ ОФИЦЕРОВ

В сентябре 1954г. офицерский клуб училища был переименован в гарнизонный Дом офицеров. Его возглавил первый начальник - капитан М.С. Лейкин. Под его руководством Дом офицеров стал одним из лучших очагов культуры города. В памяти многих балашовцев остались приятные воспоминания о посещении Дома офицеров. Всюду чистота, уют, порядок. Репродукции картин украшали фойе, а наглядная агитация начиналась с первого этажа. Капитан 1-го ранга А. Прокофьев продолжил традиции первого начальника. В Доме офицеров была лучшая самодеятельность. Концерты всегда проходили в переполненном зале. Своим выступлением радовали зрителей Б. Пеккер, В. Рогов, Л. Жак, А. Сахаров, а также офицерский хор под руководством Д. Гацкозина и другие. Перед началом фильмов в фойе играл духовой оркестр, все танцевали, а в зрительном зале не хватало мест для всех желающих. Работал буфет, бильярдная. На пруду, который находится на территории военного городка, летом работала лодочная станция, а зимой устраивался каток, делали освещение, звучала музыка. Это было одним из любимых мест отдыха семей военнослужащих. Сюда спешили и дети, и взрослые. Летом лучшим местом отдыха была турбаза "Авиатор", где было много домиков для отдыхающих. Каждый выходной переполненные автобусы вывозили жителей военного городка в эту зону отдыха. И все это было в ведении Дома офицеров, коллектив которого делал не только всю техническую работу, но готовил и культурную программу, стараясь как можно лучше организовать досуг военнослужащих и членов их семей. Много сил и умения вкладывали в свою работу В.Е. Семилуцкий, С.А. Смагин, И.В. Туркина, В.И. Горшкова и другие. До сих пор старожилы вспоминают новогодние вечера отдыха, когда елка стояла в зале две недели и каждый вечер все спешили сюда на праздник. Коллектив Дома офицеров во главе с начальниками майором И.Н. Хоминым, майором В.А. Самариным, майором В.А. Момотом, подполковником В.А. Поповым старался и старается сохранить лучшие традиции своих предшественников. Несмотря на то, что коллектив Дома офицеров сократился до минимума, люди стремятся, чтобы все, приходящие к ним чувствовали заботу и внимание, доброе отношение, чтобы не зачерствели души людей. На это направлены и концертные программы, и вечера для семей военнослужащих, для ветеранов войны и Вооруженных Сил, вечера в музыкальной гостиной. Большую работу в этом направлении проводит инструктор дома офицеров О.И. Дружкина. Особой популярностью у жителей городка пользуется народный ансамбль танца "Забава", которым руководит Н.С. Латман.

Вокально-инструментальные ансамбли "Экипаж" (80-е годы) и "Автопилот" (90-е годы) завоевали популярность не только в городе, но и далеко за его пределами и на смотре художественной самодеятельности в округе занимали 1-е места.
Смотры и конкурсы между частями и подразделениями постоянно выявляли новые таланты. Дуэт в составе старших лейтенантов В. Латонова и В. Рудакова, солист капитан В. Столяров, чтец подполковник Ю. Кравченко, офицерский и курсантский хор под руководством О. Пыховой и многие другие коллективы и участники стали известны не только в военном городке, но и в городе. В 80-е годы на сцене Дома офицеров вновь возродилась игра КВН.

В настоящее время постоянными участниками концертов являются полковник Ю.А. Жуков, подполковник И.С. Логинович, старший сержант А. Чайкин, а также курсанты и дети.
В Доме офицеров постоянно работали курсы машинописи, в которых обучение прошли более тысячи человек. Преподаватель курсов М.Н. Моисеева.
В кружках рисования, танцевальном, сольного пения, бального танца занимаются дети военнослужащих.
В 1998 г. Гарнизонный Дом офицеров преобразован в 28 Дом офицеров.

УЧЕБНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК
(в/ч 78474)

Не заблудись в простом вопросе
Когда душа на взлет идет.
Не самолет тебя возносит –
Ты поднимаешь самолет.

С.И. Зайцев
(выпускник БВВАУЛ 1972 года)

15 июля 2004 года Балашовскому учебному авиационному полку исполнилось 60 лет.
Много это или мало? Трудно ответить на этот вопрос, но одно можно сказать с полной уверенностью – эта значительная дата дает все основания оглянуться назад и внимательно оценить проделанный путь и вспомнить тех, кто приложил максимум усилий, отдал лучшие годы своей жизни для создания, становления и совершенствования прославленного полка с 1944 года по настоящее время.

В конце 1943 года Красная Армия вела наступательные бои по всем фронтам и поэтому остро нуждалась в наступательных средствах вооружения. Тыл для этого делал все возможное и невозможное, прилагая неимоверные усилия, трудясь круглосуточно на благо победы. В начале 1944-го года в Военно-воздушных силах было достаточное количество штурмовой и бомбардировочной авиации. Остро встал вопрос о квалифицированных летных кадрах, так необходимых для проведения победоносных операций. Именно с этим решающим периодом Великой Отечественной войны совпало рождение Балашовского учебного авиационного полка. 22 декабря 1943 года Государственный Комитет Обороны принял постановление № 4828 о формировании 2-ой Балашовской военно-авиационной школы пилотов, в задачу которой входило в кратчайшие сроки подготовка летчиков-бомбардировщиков на Пе-2.

В период с 1944 года по сей день полк в составе Балашовской школы пилотов, а затем Балашовского военного авиационного училища, Балашовского военного авиационного института и Балашовского учебного авиационного центра выполнял и выполняет различные задачи по подготовке и обучению летчиков, штурманов, бортовых техников, бортовых механиков и других специалистов, как для себя, так и для других стран.

За шестьдесят лет нелегкой ратной службы Балашовский учебный авиационный полк, опираясь на любовь к Отчизне, своему народу и летным традициям, сделал много полезного и необходимого на пользу авиации и страны в целом. Благодаря хорошей материальной и методической базе, высокому уровню профессиональной подготовки летно-инструкторского и инженерно-технического состава полка за 60 лет была подготовлена значительная плеяда высококвалифицированных авиационных специалистов.

Летчики, прошедшие летное обучение в Балашовском полку и получившие право на пилотирование воздушного судна, служили и служат на благо Родине в дальней стратегической авиации, в транспортной и военно-транспортной авиации, в испытательных частях и летно-исследовательских институтах, в гражданской авиации и авиации МЧС, как на местных так и на международных воздушных линиях, несут службу по охране рубежей страны на различных типах авиационной техники в частях федеральной пограничной службы.
На сегодняшний день летчиков, прошедших обучение в учебном авиационном полку, можно встретить во всех родах и видах Воздушного флота страны.

В полку проходили обучение такие известные стране люди, как командующий военно-транспортной авиацией генерал-полковник авиации А.В. Ефанов, командующий воздушной армией генерал-лейтенант В.Ф. Денисов. В нашем полку обучались три будущих космонавта.
В полку было воспитано четыре героя Советского союза – это Зудов Вячеслав Дмитриевич, Сарафанов Геннадий Васильевич, Коваленок Владимир Васильевич, Ковалев Владимир Александрович и семь героев Российской Федерации – это Зеленов Евгений Александрович, Копыркин Анатолий Степанович, Епанешников Александр Николаевич, Мезох Владимир Чемчуевич, Андронов Анатолий Васильевич, Зеленко Андрей Жаннович, Хайрулин Газинур Гарифзянович.
Благодаря высокому уровню теоретической и летной подготовки, хорошей методической базе, созданному за годы существования большому запасу прочности, собранному по крупицам и бережно передаваемого из поколения в поколение накопленного опыта, полк всегда находился и сегодня находится на высоком счету, пользуется большим авторитетом в Военно-воздушных силах России, да и в стране в целом.

Усилиями партийно-политического аппарата полка в Советское время и офицерами воспитательных структур в полку поддерживался и поддерживается здоровый морально-психологический климат. Среди личного состава проводится разъяснительная работа, направленная на снижение социальной напряженности.
Личный состав всегда нацелен на профессиональную деятельность, на выполнение основной своей миссии и задачи по предназначению – это подготовка высококвалифицированных летчиков для Военно-воздушных сил страны.
Сегодня Балашовский полк выполняет задачи по летному обучению курсантов, по подготовке командиров экипажей, помощников командиров экипажей, бортовых техников и воздушных радистов, параллельно выполняя задачи по перевозке пассажиров, военного оборудования, народнохозяйственных грузов, по поиску и оказанию помощи экипажам, терпящим бедствие, по десантированию грузов и парашютистов.

С момента своего основания, наряду с задачами по подготовке летчиков для военно-транспортной авиации, учебный полк принимал участие в оказании интернациональной помощи странам социалистического содружества и развивающимся странам, таким как Куба, Вьетнам, Польша, Мали, Сирия, Сомали, Мозамбик, Эфиопия, Афганистан и др.
Шестидесятилетняя история Балашовского учебного авиационного полка вписана красной строкой в историю Военно-воздушных сил России.
Главной основой высокой работоспособности и жизнедеятельности полка было и будет бережное отношение к зародившимся в 1944 году традициям, сохранение и передача их грядущим поколениям авиаторов. Есть, чем гордится молодежи, которая служит сегодня.


АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
(войсковая часть 55773)

20 октября 1954 года по приказу Командующего Воронежским военным округом от 20 июля 1954 г. № 0050 по штату 20/414 на базе аэродромно-технического батальона, входящего в состав учебного авиационного полка Балашовского авиационного училища летчиков, сформирован батальон аэродромно-технического обеспечения, которому было присвоено условное наименование «войсковая часть 55773».

Приказ о формировании бато по училищу состоялся 16 октября 1954 года № 00183. Батальон состоял из автотранспортной роты, взвода аэродромного обеспечения и взвода охраны.
Главной задачей батальона являлось материальное и аэродромно-техническое обеспечение учебного авиационного полка. Техника обслуживания батальона включала: стартеры для запуска самолетов на базе автомобиля ЗиС-5, ЗиС-6, тракторы ЧТЗ, НАТИ.

Личному составу батальона в суровых условиях приходилось работать по бесперебойному и качественному обеспечению полетов и содержанию летного поля в постоянной готовности к полетам. Первые командиры подразделений прилагали много сил и энергии для обеспечения и выполнения поставленных задач. Капитан Пылоев Александр Андреевич и капитан Гройпель Арон Шмулевич в сложных условиях поддерживали боевую готовность батальона, обучали и воспитывали воинские коллективы, оборудовали элементы аэродрома, автопарка, складских помещений, столовых, медицинского учреждения, казарменного фонда, обустраивали места обеспечения полетов, отдыха и быта личного состава части.

В 1961 году, в связи с переходом училища на новую авиационную технику Ил-14, батальон переведен на новый штат № 20/926, который предусматривал изменения численности военнослужащих и гражданского персонала.
1969 год. Учебно-авиационный полк осваивал новый самолет Ан-24. Для обеспечения полетов требовалась и новая более современная техника. Часть переходит на новый штат 20/340. Согласно данному штату в батальоне открывается медицинский пункт с лазаретом на 10 коек и амбулаторией, который возглавляет врач батальона – начальник медицинского пункта. Введена автотракторная и электрогазовая служба. Автотранспортная рота переименована в автотехническую роту. В аэродромно-эксплуатационной роте введена должность заместителя командира роты по технической части.

На вооружение батальона поступает новая техника: автомобиль Зил-130, снегоочистители, тепловые машины, вакуумно-аэродромно-уборочные машины, маркировочные машины; в штат роты охраны включены автомобиль Газ-66 и мотоцикл с коляской. Для технического обслуживания и ремонта техники введена мастерская МТО АТ; взвод электрогазовой техники пополнился новым оборудованием и спецтехникой. Изменения в штатной структуре и качественном состоянии техники батальона позволили безболезненно перейти на обслуживание и обеспечение безаварийной летной работы авиационного полка на новых самолетах Ан-26.
Личный состав батальона успешно справляется с обеспечением полетов нового типа самолетов. Среди лучших отмечаются: Калина Иван Кондратьевич, Жерденко Михаил Андреевич, Карпухин Мирон Арсентьевич, Ракитин Василий Иванович, Бобеношев Алексей Яковлевич, Ламухин Петр Григорьевич и многие другие.
Лучшим подразделением батальона становится рота охраны, во главе с майором Куриловым Михаилом Николаевичем, участником Великой Отечественной войны, умелым командиром – воспитателем подчиненных, самоотверженно передающим свой боевой опыт новому поколению защитников Отечества.

В этот период личный состав батальона добивается высоких результатов и прочно занимает высшую ступень среди частей обеспечения летного училища.
Два подразделения: рота охраны и аэродромно-эксплуатационная рота, 4 взвода, 14 отделений добиваются высокого воинского звания – отличник подразделений, а всего в батальоне отличниками боевой и политической подготовки стали 521 человек личного состава, а военнослужащие прапорщик Киюн Иван Васильевич, Кулаев Иван Андреевич и Полошевский Анатолий Степанович награждены Министром Обороны медалью «За отличие в службе».
В 1976 году вводится должность заместителя начальника штаба, инженера по электрогазовой технике, коменданта учебного аэродрома; должности командиров взводов со штатной категорией «лейтенант» заменены на должность со штатной категорией «прапорщик». Автотехническая рота в этот период резко снизила показатели в работе по обеспечению полетов и состоянию воинской дисциплины. На должность командира роты назначается капитан В.Э. Алелюсов, старшиной роты – прапорщик И.В. Мамыкин. Благодаря кропотливой повседневной работе рота из отстающих вышла в число передовых, а в 1976-1978 годах – лучшая по училищу.

В 80-х годах развертывается работа по созданию подсобного хозяйства в части, которое дало возможность улучшить социально-бытовое, культурно-досуговое и продовольственное обеспечение личного состава.
21 февраля 1986 года батальон переведен на новый штат № 17/756 и получен статус отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения.
Командование части, офицеры, прапорщики, выполняя требования Министра обороны основные усилия сосредотачивают на совершенствовании быта, организации процесса воспитания и обучения подчиненных, повышения общеобразовательного и культурного уровня. В части развертывается художественная самодеятельность, работают коллективы по интересам. Командованием части приобретаются электромузыкальные инструменты, под руководством ст. прапорщика В.Т. Корсакова создается ВИА «АВИАТОР».

В 1988 году батальон добивается новых успехов в боевой подготовке, совершенствовании боевой готовности, безаварийном обеспечении полетов УАП и по итогам года занимает второе место среди тыловых частей округа. Лучшим подразделением признано аэродромно-техническая рота, командир роты капитан А.А. Белоусов, лучшим взводом – аэродромно-эксплуатационный – командир взвода прапорщик В.И. Тульцов
В начале 90-х годов в батальоне складываются семейные династии. К примеру, семья И.В. Киюн. Он прослужил в батальоне более 25 лет, его сын А.И. Киюн, прослужил в части в качестве начальника группы авто ТЭЧ 26 лет. В настоящее время А.И. Киюн, находясь в запасе, продолжает работать в группе авто ТЭЧ. Являясь лучшим специалистом по ремонту электрогазовой техники, активно передает свой опыт молодым воинам части.

1 июля 2002 года на основании Директивы ГШ ВВС от 21 ноября 2001 года № 665/2/0854 и первого заместителя МО РФ от 16 мая 2002 года № 314/10/12/78 обато переформирован в авиационно-техническую базу.
В настоящее время в составе батальона служат молодые офицеры, прапорщики, военнослужащие, проходящие службу по контракту и призыву. Они нуждаются в помощи, которую оказывают опытные наставники: подполковник Ш.Г. Шамугия, майор Д.А. Черков, майор В.Я. Машкин, майор А.А. Дармодихин, капитан И.В. Балахонов, капитан В.А. Калинин, капитан А.С. Слонов, старший прапорщик С.В. Ванин, старший прапорщик В.Н. Панков, прапорщик В.Н. Смеляков, ст. с-т к/с Н.А. Тишков, ст. с-т к/с С.В. Шигакин, с-т к/с В.В. Юнкин, мл. с-т к/с О.В. Черкашин, ефр. к/с В.А. Кисель и многие другие.
Наравне с мужчинами несут нелегкую службу военнослужащие – женщины. Они с честью выполняют свои функциональные обязанности, достойны почета и уважения. Это прапорщики: О.Б. Литвинова, Р.Р. Жуликова, А.Ю. Щепалина, М.В. Преображенская; с-т к/с Н.А. Каменчук, мл. с-т к/с Т.Д. Годзиашвили, ефр. к/с И.А. Перепечаева и другие.
Немалый вклад в деятельность части, успешное решение поставленных задач вносит гражданский персонал. Это В.В. Решетов, Н.Г. Лаврик, Л.А. Нечкина, Л.В. Натоптанная, Г.Т. Филатова, Н.В. Васильева, О.В. Минаева, З.В. Дементьева, Н.А. Сергеева, Н.Н. Ефанова, А.А. Титаев, И.Н. Постольный, П.В. Табакарь, Л.А. Жмырко, А.П. Михеев, Н.А. Кривенцева, Р.Н. Шагова, Г.А. Карпова, Л.Ф. Смиронова, В.В. Ширкин, В.П. Меленчук

Командирами части были:
- майор Лихов Николай Андреевич (1954 – 1960)
- подполковник Тихонов Николай Григорьевич (1960 – 1961)
- майор Степанов Владимир Михайлович (1961 – 1969)
- майор Белый Владимир Константинович (1969 – 1976)
- майор Шеденко Иван Филиппович (1976 – 1980)
- майор Чебышев Василий Флегонтович (1980 – 1982)
- майор Перевалов Николай Михайлович (1982 – 1985)
- подполковник Кочкин Николай Иванович (1985 – 1992)
- подполковник Шаранин Александр Васильевич (1992 – 1995)
- подполковник Виноградов Юрий Владимирович (1995 – 1998)
- полковник Ксейдинов Александр Минаевич (1998 – 2000)
- подполковник Щепалин Андрей Николаевич (2000 – по настоящее время).
В настоящее время войсковая часть 55773 по своей укомплектованности и подготовке личного состава способна успешно выполнять поставленные задачи.

ОТДЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН СВЯЗИ И РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(в/ч 23431)

1 декабря 1977 года был утвержден годовой праздник – День образования войсковой части 23431.
Первым командиром части был подполковник Манаков Александр Христофорович, который до сих пор, будучи уже на пенсии, не расстается с Вооруженными Силами, а продолжает трудиться на благо процветания наших Военно-Воздушных Сил.
В 1981 году – часть переименована в батальон связи и РТО.
С 1986 года часть была переименована в отдельный батальон связи и РТО.
В 1995 году – в связи с реформированием ВС из штаба ОБС и РТО исключена в полном составе рота связи и РТО (запасного аэродрома).
С 1988 по 1995 год часть возглавлял подполковник Крот Владимир Васильевич.
С 1995 по 1998 год достойный вклад в развитие системы связи и радиотехнического обеспечения внес подполковник БЕСЧЕТНОВ Владимир Викторович.
Совершенствование систем связи и РТО за прошедший период привело к тому, что на сегодняшний день часть превратилась в мощный оснащенный современной техникой отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения, где в настоящее время проходят службу высококлассные специалисты.

С 1998 года по настоящее время часть возглавляет подполковник Ченцов Вячеслав Алексеевич, высококлассный специалист связи, выпускник Рязанского высшего военного училища связи.
В настоящее время благодаря самоотверженности, упорству и настойчивости личного состава удалось не только сохранить, но и значительно повысить качество обеспечения полетов и обслуживания техники, практически уменьшить случаи травматизма.
В целом личный состав показывает уверенные навыки по выполнению возложенных на него задач. Грамотно и умело руководят действиями личного состава при приведении части в установленные степени боевой готовности начальник штаба подполковник Григоров Александр Николаевич, заместитель командира части майор Егоров Сергей Михайлович.

Проводимые в течение года занятия по боевой подготовке показали, что в основном все военнослужащие добросовестно относятся к повышению своего профессионального уровня. В ходе итоговой проверки отличные знания показали начальник группы РСП капитан Смотров Александр Викторович, рядовой Жданов Алексей Иванович, Миронов Николай Александрович. В ходе сдачи испытаний на классную квалификацию высокие знания эксплуатируемой техники показали женщины-военнослужащие ефрейторы Кожевникова Валентина Ивановна, Аксенова Лариса Владимировна, Сергеева Наталья Константиновна. При проведении строевых смотров хорошую подготовку продемонстрировали прапорщик Логачев Андрей Викторович, младший сержант Ефанов Алексей Викторович. Добросовестно относится к выполнению задач по обеспечению полетов начальник РСБН капитан Бакулин Александр Васильевич, дежурный по связи старший прапорщик Сергеев Алексей Александрович, электромеханик КДП ГП Кузнецов Александр Никитович. Правильно и грамотно организовать службу суточного наряда в течении суток могут майор Ходырев Константин Валерьевич, лейтенант Макаров Вадим Александрович, добросовестно несут службу в автопарке ст. прапорщик Тихонин Роман Викторович, прапорщик Абрамов Николай Сергеевич.

Всем известно, что военная связь – это нерв армии, а военные связисты – интеллигенция Вооруженных Сил. Кто служит в частях связи и РТО, свято и трепетно продолжают нести традиции. Весь личный состав гордится за принадлежность к войскам связи и РТО.
В настоящее время военнослужащие части напряженно работают над выполнением задач учебно-боевой подготовки, повышения качества обеспечения полетов, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

УЗЕЛ СВЯЗИ
(в/ч 75175)

Узлы связи — важнейшие элементы системы связи, от чёткой и согласованной работы которых зависит устойчивость и непрерывность управления.
Официальная история узла связи Балашовского высшего военного училища летчиков началась совсем недавно, так как в отдельную войсковую часть он преобразован из отдельной роты связи лишь 1 сентября 1997 года. Однако воины-связисты заступили на боевую вахту с момента образования Балашовского училища летчиков и на протяжении всей его деятельности с честью выполняют задачи по предназначению, приумножая славные боевые традиции старшего поколения.

В те времена в распоряжении связистов находились средства связи, которые в настоящее время и в музеях не отыщешь. С развитием летного учебного заведения усложняются и расширяются задачи связистов. На вооружение принимаются и вводятся в эксплуатацию принципиально новые образцы техники: аппаратура высокочастотного телефонирования и тонального телеграфирования.
Разрастается военный городок, возникает необходимость наращивания абонентской телефонной сети. Так как емкости ручного коммутатора не хватает, на узле связи развертывается автоматическая телефонная станция.
История не только воскрешает в нашей памяти страницы прошлого и чтит память о героях. Она также воодушевляет на борьбу, помогает глубоко осмыслить все многообразие и сложность сегодняшних задач.

К сожалению, не сохранились имена тех, кто устанавливал телефонный аппарат на рабочем месте первому начальнику училища, кто паял тысячи проводов для подключения АТС. Поэтому следует назвать сегодняшних ветеранов части, которые посвятили большую часть своей жизни работе в системе связи. Это Пономарев Александр Петрович, Колмыков Вячеслав Алексеевич, Панькин Андрей Юрьевич, Булгаков Сергей Васильевич, Хомутов Александр Юрьевич.

Традиционно на узлах связи наряду с мужчинами несут боевую вахту очаровательные женщины - квалифицированные специалисты своего дела: Бондяева Вера Михайловна, Баран Людмила Леонидовна, Грекова Вера Владимировна, Ескина Тамара Петровна, Малышева Татьяна Федоровна, Ракова Валентина Михайловна, Соловьенко Татьяна Петровна, Сгибнева Людмила Васильевна, Томина Надежда Николаевна, Шимко Валентина Николаевна, Чудакевич Татьяна Ивановна.
Совсем недавно работают и служат в части, но уже зарекомендовали себя с лучшей стороны молодые специалисты: Умряшкин Руслан Алиевич, Кречетов Николай Васильевич, Андреева Ольга Михайловна, Живодерова Светлана Ивановна, Перцева Юлия Александровна, Тузлукова Наталья Игоревна.

РТИЩЕВСКИЙ ГАРНИЗОН

УЧЕБНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК
(в/ч 06807)

Днём рождения Ртищевского учебного авиационного полка считается 7 июля 1949 года, когда в соответствии с Директивой ГШ ВВС СССР № Орг/5/112701 на территории г. Ртищево началось формирование 5-го полка Балашовского военного авиационного училища лётчиков на самолётах Ли-2.
Полком командовал подполковник И.А. Парамошкин Грамотно спланированная, самоотверженная работа личного состава полка и частей обеспечения позволила в кратчайшие сроки создать необходимую учебную и материальную базу, провести подготовку лётчиков к обучению курсантов.
Первый выпуск большого отряда лётчиков набора 1949 года состоялся в полку в 1951 году.

В феврале того же года командиром полка был назначен полковник И.В.Сильверстов.
В конце 1953 года командиром полка назначен полковник З.П. Медведев. Налёт на курсанта в то время составлял 65-80 часов, на лётчика-инструктора 220-300 часов.
В мае 1960 года командиром полка был назначен полковник Ю.А. Козвонин. Лётный состав освоил самолёт Ил-12, переучился на самолёт Як-18у.
С этого времени началась новая история части, как полка первоначального обучения курсантов. С тех пор ежегодно 200 270 курсантов получали на ртищевской земле заветный «ключ от неба» из рук своих первых лётчиков-инструкторов.
В конце 1965-1966 годах полк переучился на новый тип самолетов, начав лётное обучение курсантов второго курса на Л 29.
В 1962-1969 годах полком командовал полковник Е.Н. Елизаров, а с января 1969 года в эту должность вступил полковник П.И. Романовский.
На смену ему приходят подполковник Г.П. Милехин (1973 г.), генерал В.И. Милюков (1978 г.), полковники Б.Н. Сибиряков (1983 г.), В.Р. Захар (1987 г.), В.П. Лучинин (1993 г.), Ю.А. Жуков (2001 г.), Ю.П. Сосновский (2002 г.).

В 1986 году, не прекращая лётного обучения курсантов, летно-инструкторским составом был освоен самолёт Л 410УВП-Э, который и сегодня стоит не вооружении полка.
В настоящее время Ртищевский учебный авиационный полк – единственный в России, эксплуатирующий самолёт Л 410УВП Э.
За 55 лет своего существования личный состав полка внес большой вклад в подготовку лётного состава для Военно-Воздушных Сил страны, дав путёвку в небо большому отряду военных летчиков. Наши воспитанники достойно несут военную службу на просторах России и в странах СНГ, от западных рубежей до Тихого океана, от льдов Заполярья до снежных вершин Памира.
Немало тех, кому мы вручили ключи от неба, прошли суровую школу испытаний при выполнении интернационального долга, в миротворческих силах, при ликвидации стихийных бедствий и последствий Чернобыльской аварии. Многие из них награждены государственными наградами.
Мы гордимся теми выпускниками-лётчиками, чьи имена навечно вписаны в славную летопись Военно-Воздушных Сил нашего государства.
Среди них первый Главком ВВС РФ генерал армии П.С. Дейнекин, лётчики-космонавты Дважды Герой Советского Союза В.В. Коваленок, Герои Советского Союза В.Д. Зудов, Г.В. Сарафанов.

За период существования в полку подготовлена целая плеяда командиров-руководителей. Среди них: генералы В.И. Шабанов, В.И. Милюков, полковники Н.М. Диденко, Б.Б. Брянский, В.Т. Сердюк, Б.Н. Сибиряков, В.Р. Захар, В.П. Лучинин, Ю.А. Жуков, подполковник И.Е. Козлов
По итогам работы в 1998-2000 годах Ртищевский учебный авиационный полк был признан лучшим среди частей Балашовского военного авиационного института, а в 2002-2003 годах – лучшим среди Учебного авиационного центра ПЛС (ДА и ВТА).
Столь высокие результаты стали возможны благодаря системному, глубоко продуманному подходу к подбору, расстановке и подготовке лётных и инженерно-технических кадров. Весомый вклад в дело обучения и воспитания молодого поколения воздушных бойцов вносят подполковники А.А. Иванников, С.Н. Кобзев, А.А. Мялкин, В.А. Шишкин, С.В. Янько и многие другие офицеры и прапорщики.

Сегодня, как и на протяжении последних десятилетий лётно-инструкторский состав полка комплектуется на конкурсной основе в основном из числа бывших выпускников, показавших за время обучения свою преданность Родине, авиации и выбранной профессии, глубину и прочность знаний, высокое качество и устойчивость лётных навыков, проявивших склонность к педагогической работе.
Благодаря отлаженной системе подготовки специалистов, наставничеству и передаче опыта, постоянно повышается уровень их подготовки, растёт число специалистов высших квалификационных категорий, осваивается выполнение новых задач.
Личный состав полка полон сил и энергии продолжать лучшие традиции старших поколений, настойчиво решать задачи повышения лётного мастерства, обучения и воспитания курсантов.
Ртищевский учебный авиационный полк, гордясь своим славным прошлым, устремлён в будущее, к достижению новых высот.


ОТДЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН АЭРОДРОМНО -ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(в/ч 62540)

Батальон аэродромно-технического обеспечения полка 2-х моторных самолетов сформирован 20 октября 1954 года в городе Ртищево Саратовской области.
Командиром батальона назначен майор Новиков Григорий Михайлович.

У истоков формирования части стояли:
– заместитель командира батальона по авиационно-техническому имуществу – начальник технической части майор Опальник Григорий Михайлович;
– помощник командира батальона по хозяйственной части – начальник хозяйственной части майор Поськов Василий Андреевич;
– начальник штаба – майор Лукин Александр Константинович;
– командир взвода охраны – лейтенант Степанов Юрий Алексеевич;
– командир аэродромно-технического взвода – младший лейтенант Селезнев Владимир Алексеевич;
– командир автотранспортной роты – капитан Кузнецов Василий Андреевич;
– начальник продовольственного отделения – старший лейтенант административной службы Мариничев Евгений Николаевич.
Базой формирования явилось подразделение материально-технического обеспечения учебного авиационного полка 2-х моторных самолетов, которое до 20 октября 1954 года входило в штат полка.
В период с 1955 года по 1960 год ОБАТО обеспечивал летное обучение курсантов на самолетах ЛИ-2 и ЯК-18, и в зимнем периоде обучения на постоянном аэродроме Ртищево, и в летнем периоде на аэродромах Ртищево, Песчанка, Турки. Проводилась большая работа по совершенствованию учебно-материальной базы, жилых и служебных помещений. Хозяйственным способом были построены шлакоблочные одноэтажные дома и 2-х этажный дом.

С 1960 года личный состав ОБАТО начал обеспечивать полеты авиационного полка на самолетах нового поколения Л-29 на аэродромах Ртищево и Тащиловка. Личный состав части обеспечивал полеты полка на аэродроме Тащиловка до 1970г.
Наряду с обеспечением полетов личный состав части продолжал обустраивать городок, совершенствовал базу на аэродроме Турки: была расширена столовая, оборудован склад ГСМ, построено общежитие для обслуживающего персонала. На территории лагеря сооружены: баня, душевая, место для купания, летний клуб, подключено стационарное электроосвещение взамен лагерного генератора. Обеспечивая полеты авиационного полка с грунтовой полосы, производилось строительство ВПП с твердым покрытием. С 1984 года начались полеты с бетонной ВПП.
С 1 августа 1986 года Директивой Главного штаба ВВС батальон аэродромно-технического обеспечения переименован в отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения.

Батальоном командовали:
- подполковник Тихонов Николай Георгиевич (1961 – 1962г.);
- подполковник Зизевский Павел Михайлович (1963 – 1969г.).
- подполковник Серебряков Александр Алексеевич (1969 – 1977 г.);
- подполковник Фролов Николай Андреевич (1977– 1982г.);
- подполковник Ксейдинов Александр Минаевич (1982– 1994г.);
- подполковник Преображенский Андрей Валентинович (1994 – 2001г.);
- подполковник Фатьянов Петр Михайлович (2001– 2001г.)
- майор Копьев Владимир Николаевич (2002г. по н.в.).


ОТДЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН СВЯЗИ И РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(в/ч 23412)


22 ноября 1977 года по приказу Министра обороны СССР был сформирован дивизион связи и РТО, организационно входивший в состав частей Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков имени Главного маршала авиации А.А. Новикова.
Первым командиром вновь сформированного дивизиона стал майор Солошенко Анатолий Антонович, который формировал дивизион вместе с заместителем командира по политической части майором Ушкевичем Михаилом Викторовичем, заместителем командира дивизиона Гликманом Анатолием Викторовичем, заместителем по технической части капитаном Сидоренко Василием Ивановичем. Формировался дивизион на базе системы связи и РТО учебного авиационного полка.
В 1986 году дивизион был переформирован в отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения.

В период с 1977 года по 1991 год батальоном командовали:
- подполковник Солошенко Анатолий Антонович с 1977 по 1981 год;
- подполковник Кравец Александр Сергеевич с 1981 по 1986 год;
- подполковник Обозный Юрий Андреевич с 1986 по 1991 год;
- подполковник Кирий Александр Викторович с 1991 по 2003 год.
А с декабря 2003 года батальоном командует подполковник Сухинский Игорь Васильевич.
На их плечи лег нелегкий труд поддержания боевой готовности батальона, обучения и воспитания многочисленного воинского коллектива, а также оборудование средствами связи и радиотехнического обеспечения построенного, в 1982 году нового аэродрома с искусственной взлетно-посадочной полосой. В тот период батальон обеспечивал полеты полка на самолетах Л-29, а с 1986 года - на самолетах Л-410.
Наряду с обеспечением полетов, личный состав батальона обустраивал радиотехнические объекты, хозяйственным способом, строил домики для техники и личного состава. Большой вклад в это внесли майор запаса Гликман Анатолий Викторович, старший прапорщик запаса Яницкий Станислав Казимирович и многие другие.

До 1997 года учебные полеты в весенне-летний период осуществлялись с двух аэродромов: Ртищево и Турки, что накладывало на личный состав батальона особую ответственность. В связи с этим, заблаговременно, до начала полетов, часть личного состава и техники батальона выезжала на лагерный аэродром для развертывания средств связи и РТО и обеспечения полетов. Работа и служба в течение нескольких месяцев вдали от семей, в отрыве от места постоянной дислокации батальона накладывали свой отпечаток и вносили дополнительные сложности. Это и постоянные дежурства, и возросшее количество нарядов, и ремонт техники в полевых условиях, и сложные бытовые условия личного состава, и, что, немаловажно, организация досуга в свободное от службы время. Эти трудности нашим военнослужащим помогали преодолевать бывший заместитель командира батальона майор запаса Ю.И. Шкителев, майор запаса О.В. Дышловенко, майор В.Ю. Казаков, майор И.Ю. Кислов. Обеспечение полетов производилось с грунтовой взлетно-посадочной полосы, длительное время отсутствовало стационарное промышленное электроснабжение. Наряду с обеспечением плановых полетов личному составу батальона приходилось нести круглосуточное дежурство по обеспечению запасного аэродрома для других полков, а также перелетов воздушных судов.

За 25 лет батальоном было обеспечено более 8,5 тысяч летных смен. В середине 90-х годов батальон пережил ряд организационно-штатных преобразований, в том числе переход на контрактную основу в 1993 году и сокращение в 1995 году 2-ой роты. Однако из всех этих испытаний батальон вышел с честью; он сохранил и укрепил свой костяк, высококлассных специалистов, воспитал молодых офицеров и прапорщиков, ставших сейчас основой и лицом батальона связи и радиотехнического обеспечения.
На базе батальона осуществлялись войсковые испытания новых образцов техники, а именно: радиолокационной системы посадки РПЛ-5Е, инструментальной системы посадки СП-80, светотехнического оборудования аэродрома «Маркер» и других изделий.

В последние годы личному составу 2012 отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения в непростых условиях удалось провести работу по совершенствованию систем связи и управления частями гарнизонах. Так оборудованы и введены в эксплуатацию пункт управления батальона, передающий радиоцентр, произведен ремонт объектов связи и РТО, парка, помещений штаба. Передающий радиоцентр создан практически заново. Особая заслуга в этом командира части подполковника Кирия Александра Викторовича, который более 11 лет командовал частью. Его вклад по достоинству оценен государством. Указом Президента России № 1444 от 25 декабря 2002 года за заслуги в области связи и многолетнюю добросовестную службу ему присвоено высокое звание «Заслуженный работник связи Российской Федерации».
В нашем батальоне служат представители почти из всех уголков страны. Но все же большая часть коллектива - это жители г. Ртищево и Саратовской области. Среди них начальник штаба подполковник С.В. Губин, который родился и вырос в этом городе. В 1982 году он окончил Ульяновское высшее командное училище связи. Служил в Туркестанском военном округе, в группе Советских войск в Германии, в Московском военном округе, а с 1992 года служит в родном городе.
Капитан С.В. Мазанов также родился в этом городе, окончил Пензенский Государственный технический университет и с 1997 года проходит службу в отделении связи батальона.
Почти 20 лет в батальоне служит старший прапорщик В.Ю. Болдарев

Складываются в батальоне и целые семейные династии. К примеру, можно назвать семью Филипповых. Майор Филиппов Александр Владимирович - кадровый офицер, служил на Дальнем Востоке, в Демократической Республике Афганистан, Южной группе войск в Венгрии, Одесском военном округе, а с 1995 года он служит в отделении связи батальона. Здесь же работает его жена Филиппова Людмила Анатольевна, а в подразделении обеспечения работал отец майора Филиппова - Владимир Иванович.
Другая династия - семья Куренковых: отец - прапорщик Куренков Сергей Евгеньевич служит техником-начальником смены РСП, а его сын младший сержант Куренков Сергей служит на должности дежурного по связи.
Служат и работают в нашей части семьи майора Казакова Владимира Юрьевича, подполковника Кирия Александра Викторовича, капитана Дроботова Эдуарда Владимировича, родные братья Саранцевы Юрий и Алексей, Скатины - Геннадий и Алексей.
Достойными продолжателями дела своих отцов и матерей стали прапорщик Рудаков Владимир, младший сержант Красников Алексей, ефрейтор Караман Людмила, родители которых служили и работали в нашей части и это накладывает на них еще большую ответственность.

Сейчас в составе батальона много молодежи и помочь им советом, поделиться богатым опытом всегда готовы опытные специалисты, имеющие за плечами долгие годы службы. Это подполковники А.В. Кирий, С.В. Губин, майоры Г.В. Колесников, В.А. Финота, А.В. Филиппов, В.Ю. Казаков, капитаны С.В. Авдеев, А.В. Флегентов, старшие прапорщики В.Ю. Болдарев, Л.А. Агевнина, И.А. Осипов, прапорщики С.Е. Куренков, А.В. Зотов, старший сержант Е.В. Вакулин.
Всем известно, что техника связи и радиотехнического обеспечения сложна и для её грамотной эксплуатации и ремонта нужны опытные специалисты - профессионалы своего дела. В батальоне более 40 человек - специалисты 1 класса. Многие выросли, успешно окончив школы прапорщиков, стали хорошими специалистами и первыми помощниками офицеров. Это прапорщики С.Н. Катков, Д.В. Кузнецов, В.Н. Совватеев, С.А. Сулейманов, С.П. Костенко.
Рядом с офицерами, прапорщиками, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, служат военнослужащие по призыву. Это они представляют самую широкую географию страны. Борбит - из Самары, Лазарев - из Уфы, Маслобоев - из Балашова, Степанов - из Волгограда, Бисярин - из Челябинска, Галимов - из Чебоксар, Силюк - из Сыктывкара, Фертиков - из Удмуртии, Евсеев - из Саранска, Мингалев - из Тамалы, Трегоев - из Республики Коми, Сабирзянов - из Ульяновска. Все они успешно проходят службу, неоднократно поощрялись командованием части и подразделений.
Наравне с мужчинами несут нелегкую службу военнослужащие-женщины и это не просто слова - это высокие требования к профессиональным знаниям: точность, аккуратность, внимательность.
Связь и полеты обеспечиваются не только днем, но и ночью, и сложность ночных дежурств ложится и на женские плечи.
Есть в части и воины-интернационалисты, сейчас они работают рядом с нами, а в свое время выполняли воинский долг в горячих точках. Это майоры: А.В. Филиппов, В.А. Финота, прапорщик В.А. Битюков, ефрейтор И.В. Бабкин, рядовые: А.В. Захаров, Р.М. Чурилов, подполковник запаса А.В. Ковальчук, прапорщик запаса И.В. Танасийчук. Они проводят большую патриотическую работу.

Служат в отдельном батальоне связи и РТО не только грамотные, но и мужественные люди.
Так 10 января 2003 года в 23 часа заместитель начальника отделения РТО по воспитательной работе капитан Флегентов Андрей Владимирович своими смелыми и решительными действиями предотвратил хищение технического имущества. Офицер Указом Президента Российской Федерации награжден медалью "За отвагу".
Приказом Главнокомандующего ВВС он и начальник штаба части подполковник Губин Сергей Викторович награждены именными часами.
В настоящее время отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения по своей укомплектованности и подготовке личного состава готов выполнить стоящие перед ним задачи по обеспечению связью и РТО авиационного полка.

ШКОЛА ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ

Школа юных космонавтов ШЮК была создана 24 декабря 1964 года по инициативе командования БВВАУЛ (одна из первых в Советском Союзе). В 1965 году ей было присвоено имя летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза А.А. Леонова. С первых лет работы школа стала одним из центров военно-патриотического воспитания и военной профориентации молодежи города и района.
Задачи ШЮК:
1. Воспитывать курсантов школы на боевых, трудовых традициях народа, подвигах героев ВОВ, летчиков-космонавтов.
2. Воспитывать курсантов беззаветно преданными Родине, на боевых традициях наших великих предков, ветеранов ВОВ.
3. Профессионально ориентировать подростков.
4. Воспитывать у курсантов высокое сознание общественного и воинского долга, дисциплинированность, любовь к военной службе и профессии Российского офицера; чувство военной гордости, стремление к героическим подвигам во имя Родины, подготавливать ребят к поступлению в военное учебное заведение.
5. Воспитывать необходимые морально-волевые качества, физически закаливать курсантов, прививать конкретные навыки военного дела.

В ШЮК принимаются юноши и девушки, увлекающиеся авиацией, авиамоделизмом, планерным и парашютным спортом, годные по состоянию здоровья к летной службе, имеющие хорошую успеваемость, примерную дисциплину и желание стать офицером Вооруженных Сил Российской Армии.
Учебная программа школы рассчитана на два года обучения (300 часов). Занятия проводятся на базе учебного авиационного центра подготовки летного состава КВАИ два раза в неделю по 2-4 часа в вечернее время. Программа обучения предусматривает выполнение парашютных прыжков и полетов на современных тренажерах. Практически все курсанты школы выполняют парашютные прыжки. Создана материально-техническая база школы, решен вопрос с формой одежды курсантов.
Большое внимание уделяется физической подготовке, тренировкам на специальных снарядах (лопинг, гимнастическое колесо).

В школе изучаются дисциплины:
1. История и развитие воздухоплавания и космонавтики в России.
2. История Российской армии.
3. Конструкция и эксплуатация авиационной и космической техники.
4. Аэродинамика и динамика полета.
5. Навигация.
6. Радиотелеграфная азбука.
7. Парашютная подготовка.
8. Физическая подготовка.
9. Строевая подготовка.
10. Уставы ВС РФ.

Ежегодно в школе обучается 100-110 юношей и девушек 10-11 классов. Окончившим курс обучения вручается свидетельство, установленного образца. Лица, окончившие ШЮК, пользуются преимущественным правом при поступлении в ВУЗы МО РФ. За время существования школы ее окончили около 3000 юношей и девушек, из них 874 юношей поступили в ВУЗы МО РФ, а 552 стали курсантами БВАИ (БВВАУЛ). Две девушки (Юля Земнухова и Аня Тончий) стали курсантами Саратовского Военного института химической, радиационной и бактериологической защиты. Командир УАЦ полковник В.Н. Соколенко, командир полка В.В. Пантенков – выпускники ШЮК.
Команда школы – постоянный участник ежегодно проводимых Главнокомандующим ВВС РФ Всероссийских авиационно-космических конкурсов. В конкурсе участвует более 20 команд из всех регионов России. Команда из Балашова занимает, как правило, только призовые места. Результаты четырех последних лет: Армавир, 2001 год – 1 место; Москва, 2002 год – Абсолютный чемпион 10 юбилейного авиационно-космического конкурса; Краснодар, 2003 год – 2 место; Краснодар, 2004 год – 1 место.
25 курсантов школы юных космонавтов награждены медалями ВДНХ, 35 – нагрудным знаком губернатора Саратовской области «Надежда губернии».
За большую работу и достигнутые успехи в военно-патриотическом воспитании молодежи ШЮК награждена памятным знаком Совета Федерации Федерального собрания РФ, кубком Главнокомандующего ВВС РФ, грамотами и дипломами организаторов Всероссийских конкурсов.

Имеет благодарность председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателя комитета Государственной Думы маршала Советского Союза В.Г. Кумкова. Убедительным показателем жизнедеятельности школы является и тот факт, что за 40 лет ее существования, школу возглавляли три руководителя: подполковник Б.М. Бугарчев, полковник В.Г. Салов, подполковник В.А. Калядин – летчики, орденоносцы, ветераны Вооруженных Сил, ветераны Великой Отечественной войны и войны в Афганистане.

 

Сайт создан в системе uCoz